Поверка водяного счётчика призвана определять погрешность, которая допускается при работе прибора во время учёта расхода количества воды в разных режимах потребления. После необходимой поверки выносится заключение о работе прибора и возможности его дальнейшей эксплуатации.
Обычный водяной счётчик в нормальных условиях может прослужить до двенадцати лет, но при эксплуатации необходима периодическая проверка. Поверка счётчиков горячей воды должна производиться раз в четыре года, холодной же – раз в шесть лет. Иногда требуется и внеочередная процедура подобного плана. Чтобы ее провести, нужно обратиться в обслуживающую компанию.
Правовое регулирование
За состоянием водомера и сроком межповерочного интервала должен следить сам собственник. Об этом сказано в статье 210 ГК РФ, согласно которой собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность жильцов многоквартирных домов самостоятельно решать вопросы с проверкой работоспособности счётчиков официально прописана в законодательстве. Согласно п.1 ст. 13 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации — периодической.
Способы поверки счетчика
Проверку счетчиков нельзя провести самостоятельно. Осмотр заказывают в специализированных коммерческих организациях. При себе представители компании должны иметь копию аттестата, разрешающего проводить соответствующий вид работ. Проверить его подлинность можно в государственном реестре аккредитованных лиц.
Поверка счетчиков может совершаться разными способами. Полноценная поверка проводится в несколько этапов:
• В квартиру приезжает специалист обслуживающей компании, демонтирует действующий счетчик воды и устанавливает на его место временную проставку, которую подготавливает заранее.
• Счетчик доставляется в метрологическую лабораторию, там его очищают от загрязнений, отложений, ремонтируют и производят процедуру поверки.
• После того как поверка окончена, монтажник возвращает счетчик на прежнее место, убирает проставку.
• Собственнику выдаются под роспись все необходимые документы. Такой способ не является дешевым. К тому же во время демонтажа и установки счетчика обязательно присутствие хозяина. Такой способ часто используют при внеочередной поверке.
Есть и другой способ, когда заменяют старый счетчик на уже поверенный. Обойдется замена гораздо дешевле. Минусом является то, что установленный поверенный прибор уже эксплуатировался, а это снижает гарантии дальнейшей работы
Как отчитаться перед управляющей компанией
После проведения работ заказчики получают акт о техническом состоянии приборов учета, из которого должно следовать, что приборы соответствуют государственным стандартам. Документ должен быть передан в управляющую организацию.
Формально никаких санкций за несвоевременное проведение проверки состояния приборов учёта в регламентах не предусмотрено. Проблемы могут начаться только с управляющей компанией: в базе организации есть все сведения о техническом состоянии счётчиков. Если данные о техническом состоянии не были предоставлены вовремя, плату за воду могут автоматически начать начислять по нормативу.
На портале «ЖКХ контроль», в разделе «Первое чтение» распространённым является вопрос о возможности пересчёта платы за потреблённый ресурс, начисленной по нормативу в случае, если поверка прибора учёта была проведена несвоевременно.
В данном случае избежать такого «штрафа» будет крайне сложно. Закон полностью на стороне управляющей компании, производящей начисления без учёта показаний непроверенного счётчика. Срок поверки счётчика (межповерочный интервал) начинает исчисляться с момента его первичной (периодической) поверки, то есть с момента изготовления, а не приобретения или установки. Сроки межповерных интервалов, как правило, указаны в техническом паспорте.
При этом, согласно пункту 12 статьи 81 Постановления Правительства № 354:
Прибор учёта считается вышедшим из строя в случае: <…> истечения межповерочного интервала поверки приборов учёта.
Что касается вопросов оплаты, то согласно ст. 59 ПП РФ №354:
Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем <…> в случае истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения.
По истечении этого срока, согласно ст. 60 Постанвления №354, начисление производится согласно нормативу.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram