Вернуться к списку публикаций

«Партия – дай порулить!». Государству давно пора отдать ЖКХ в частные руки

17.03.2015 16:30:01
«Партия – дай порулить!». Государству давно пора отдать ЖКХ в частные руки

О том, что у государства нет четкого вектора развития жилищно-коммунального хозяйства не писал только ленивый. Это единственная из отраслей, в которой алгоритмы и инструкции устаревают в течение квартала, настолько часто меняется законодательство и «политика партии» в целом. Основной источник информации – справочные правовые системы, которые тщательно и скрупулёзно отслеживают все изменения в законодательстве. Суть всех изменений сводится к одному – максимально сократить расходы бюджета по содержанию российского ЖКХ.

Возможно такое поведение определено тем состоянием отрасли, в котором она оказалась в начале 21 века. На определенном, переходном этапе, сразу после развала Советского Союза, начался форменный бардак как жилищном, так и в коммунальном хозяйстве. К началу реформ, которые стартовали в середине 2000-ых годов, ситуация была просто плачевной. Как сообщалось на официальном сайте реформы ЖКХ:

За годы экономических реформ в среднем по России физический износ котельных составляет 55 %, коммунальных сетей водопровода — 65 %, канализации и тепловых сетей — 63 %, электрических сетей — 58 %, водопроводных насосных станций — 65 %, канализационных насосных станций — 57 %, очистных сооружений водопровода — 54 % и канализации — 56 %.

Я бы назвал эти цифры оптимистичной оценкой состояния ЖКХ страны. Износ жилищного фонда и основных фондов коммунальных предприятий достигал 80 и более процентов. Особенно наглядно это проявлялось в небольших муниципалитетах, где бюджеты на восстановление были минимальными. Кроме того, как говорят специалисты в те годы были заложены «мины замедленного действия», срабатывание которых приходится на наши дни. Так, для сетей водоснабжения в те годы, в целях экономии, использовались, как правило, самые дешевые стальные трубы, эксплуатационный срок которых редко превышает 15 лет. И сегодня они массово выходят из строя, вынуждая коммунальные предприятия изыскивать дополнительные средства для их замены.

Таких примеров можно привести десятки. Мы еще долго будем получать приветы из лихих 90-ых. И на их устранение потребуются десятки лет и миллиарды рублей. К слову в целом программа реформирования ЖКХ на момент ее старта оценивалась в 3 триллиона рублей. Сегодня эта цифра кратно умножилась, несмотря на огромные средства, потраченные Фондом реформирования жилищного хозяйства на восстановление жилфонда. Здесь я не буду останавливаться на том, как и куда были потрачены эти деньги. Хорошо, что государство хоть как-то пыталось исправить сложившуюся ситуацию, прежде чем отдать право управления многоквартирными домами собственникам. Однако в корне изменить ситуацию не удалось.

С коммунальными предприятиями дело обстоит еще сложнее. До сих пор основной задачей большинства из них является даже не модернизация или сокращение износа сетей и оборудования, а предотвращение его (износа) роста. Для исправления ситуации был выбран путь привлечения инвестиций. Каждое РСО разработала собственную инвестпрограмму, большинство из которых регулярно не выполняется. Были разработаны различные формы привлечения сторонних финансов – государственно-частное партнерство, концессия, приватизация и т.д. В настоящее время, по оценкам различных экспертов, потребность отрасли в инвестициях до 2020 года составляет от 6 до 15 трлн рублей. В то же время бюджеты всех уровней, органы местного самоуправления и предприятия ЖКХ не имеют достаточных средств для реализации необходимых инвестиционных программ. Тому есть несколько причин: непрозрачные механизмы возврата инвестиций, отсутствие гарантий инвестиций, отсутствие механизмов распределения экономического эффекта от инвестиций.

В целом ситуацию можно расценить, как постоянные попытки государства привлечь в ЖКХ бизнес, но при этом заставить его играть по своим жестким, и одновременно постоянно меняющимся правилам. Помниться мы так в начальной школе развлекались: «Возьми… Но не трогай!». И здесь, на мой взгляд, возможны два пути развития ситуации. В первом случае государство оставляет свои правила, но берет полный контроль над отраслью в свои руки, со всеми огрехами и прорехами, которые необходимо постоянно латать, что в свою очередь требует вливания триллионов рублей (см. примерные цифры выше). Вариант изначально утопичный, так как вся политика государства в последние годы говорит о том, что этот сценарий ему не очень подходит.

Есть и второй путь, возможно более радикальный, и на первый взгляд более «страшный». Отдать отрасль на откуп бизнесу, создав при этом условия, при которых ЖКХ стало максимально интересным для коммерсантов. Как минимум устранить все те препоны, о которых мы говорили ранее. При этом государство должно оставить за собой лишь социальную направленность и контроль качества поставляемых ресурсов. Уверен, что все опасения о том, что это приведет к резкому росту тарифов преувеличены. Буквально на днях в одном из районов города Челябинска волевым решением сверху была заменена частная РСО на муниципальную. Рост тарифа при этом составил порядка 75% (!).

Государству пора оставить тщетные попытки усидеть одной попой на двух стульях. Необходимо признать, что оно не готово тащить за тобой эту тяжелую ношу под названием ЖКХ и не справляется с процессами управления в этой отрасли. Попытки сбросить ее то на собственников МКД, то на подконтрольных коммерсантов все чаще терпят фиаско.  В то же время существует негосударственный опыт эффективного менеджмента как на коммунальных предприятиях, так и в жилищной сфере, который в «тепличных» условиях может размножиться и охватить всю страну. 

Есть что сказать по теме ЖКХ?

СТАТЬ БЛОГЕРОМ
эксперты
ОлегПричко
Генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго»
ПарвизАбдушукуров
Вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум»
СергейСиваев
Старший директор Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ)
СергейБаженов
Заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН, доктор экономических наук
ПавелКурзаев
Генеральный директор ГК "Российские коммунальные системы"
ЮрийДорфман
Заместитель генерального директора ПАО «ТГК-14» по сбыту, член Правления ПАО ТГК-14
ИльяЛишанский
Заместитель генерального директора по реализации энергии ПАО «РАО ЭС Востока»
АлексейВялкин
Директор департамента содействия инновациям и инвестициям Торгово-промышленной палаты России
статистика
платформы
1769экспертов
9проектов
108идей
2731комментарий
Мы в социальных сетях
Вход