Вернуться к списку публикаций

Автовладельцы – опора реформы ЖКХ

23.03.2015 17:20:46
Автовладельцы – опора реформы ЖКХ

На одном из многочисленных форумов, обсуждающих ЖКХ, напоролся на сравнение собственника квартиры с собственником автомобиля. Сравнение прозвучало иронично, уж не помню в каком контексте, тем не менее, зацепило.

Какие два признака благосостояния в нашем обществе являются основными? Квартира и машина. Это мерило успеха. Если у тебя «трешка» в «монолите» и QASHQAI в крытом паркинге – ты большой молодец, объект зависти для друзей, коллег, родственников. Если «однушка» в панельной девятиэтажке и «десятка» под окном – твоя аура чиста, никто тебе особо не завидует.

Итак, автомобиль и квартира. Два объекта вожделения, два предмета наследования. Но можно ли сравнивать эти два вида имущества, обсуждая проблемы ЖКХ?

Может это кому покажется утопией, но я  считаю, что не столько можно, сколько нужно. Пойду дальше, менталитет автовладельца необходимо культивировать. Это единственное, наверное, в нашей стране явление, которое не противится рынку, не требует каких-то там льгот, отчетливо осознает, что если машина моя, то и все проблемы, связанные с этим владением – мои.

Транспортный налог, ОСАГО, техническое обслуживание, обеспечение топливом, оплата парковки – все это головная боль автовладельца. Чтобы стать им, к слову, необходимо пройти обучение по своей инициативе и за свои деньги. 

Что с квартирой? Тут массовое сознание собственника живет с мыслью – мне все должны. Я залью себе полный бак за 1000 рублей, чтобы один раз съездить на дачу, но буду очень возмущаться тем, что за месяц круглосуточного пользования чистой питьевой водой обязан платить целые 500 рублей. Я, ни разу в жизни, не будучи виновником ДТП (тьфу-тьфу) согласен ежегодно покупать (выбрасывать на ветер) полис ОСАГО за 4000 рублей. Но вот 500 рублей в месяц за капитальный ремонт дома, где я живу, где я хочу и дальше жить в тепле и с работоспособным лифтом, - это поборы. Я плачу больше 1000 рублей транспортного налога, не спрашивая, а куда эти деньги пошли, и не требуя отчета по ним, но искреннее протестую против котловой модели финансирования капремонтов. Если я москвич, то я даже не против заплатить за час парковки в центре 60 рублей. Но если мне соседи скажут, что мы на ремонт двери собираем по 150 рублей с носа, заплачу, но буду возмущаться и, непременно, нахамлю, вспомнив такие слова как «обдираловка», «сколько можно», «достали со своими поборами».  

А сколько мы платим штрафов, как собственники автомобиля? А как собственники жилья?

И вот ведь в чем фокус. Автомобиль каждый год теряет 10%-15% от своей стоимости. А недвижимость, как и золото, у нас всегда в цене и, как правило, даже не смотря на кризисы, в долгосрочной перспективе всегда приобретает.

Почему так? Почему мы воспринимает автомобиль как собственность со всей ответственностью, а квартира – это нечто свое, это крепость, да только вот укреплять эту крепость и обеспечивать ее нормальное состояние – это обуза. И кругом враги, которым лишь бы ободрать собственника квартиры, как липку.

Ответа у меня два. Первый – автомобили всегда покупали и продавали. Никто автомобили гражданам массово не дарил, а потом не объявлял всеобщую приватизацию. Поэтому машина – она всегда ассоциируется с расходами, поэтому машина в свое время была роскошью. А квартира – это халява в третьем поколении.  До сих пор большинство пользуется тем наследием, которое подарили в советские годы. Продает, покупает – но источники всех этих операций они еще там, где вся страна строила коммунизм.

Коммунизм не построили, а вот менталитет совковый по-прежнему живет. И именно в домовладении он наиболее ярко проявляется.

И второе. Кто чаще других выступает против инициатив, выдвигаемых в ходе непрекращающейся реформы ЖКХ? Люди преклонного возраста и, в большинстве своем, женщины. Те, кто владеет автомобилем, подсознательно выбираются из совка, а вот те, кто не был автовладельцем эту инъекцию, до сих пор не получили. Много у нас сегодняшних бабушек вчера были автовладельцами? Именно поэтому КПРФ продолжает эксплуатировать тему ЖКХ от выборов к выборам. Возрастной электорат очень податлив на такие лозунги, как «земля крестьянам».  Их научили брать, но не отдавать.

Итого. Воспитание эффективного собственника жилья лекциями и брошюрами – утопия. Учить плавать на суше можно, но это едва ли позволит удержаться на воде. Всеобщая автомобилизация началась в нашей стране в конце 80-ых. Прошло уже больше 30 лет. Думаю, еще лет десять и менталитет автолюбителей будет преобладать и среди собственников жилья. Хотя может быть генетическая память окажется сильнее законов рыночной экономики.

Есть что сказать по теме ЖКХ?

СТАТЬ БЛОГЕРОМ
эксперты
ОлегПричко
Генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго»
ПарвизАбдушукуров
Вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум»
СергейСиваев
Старший директор Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ)
СергейБаженов
Заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН, доктор экономических наук
ПавелКурзаев
Генеральный директор ГК "Российские коммунальные системы"
ЮрийДорфман
Заместитель генерального директора ПАО «ТГК-14» по сбыту, член Правления ПАО ТГК-14
ИльяЛишанский
Заместитель генерального директора по реализации энергии ПАО «РАО ЭС Востока»
АлексейВялкин
Директор департамента содействия инновациям и инвестициям Торгово-промышленной палаты России
статистика
платформы
1769экспертов
9проектов
108идей
2731комментарий
Мы в социальных сетях
Вход