Вернуться к списку публикаций

Неплатежи: как переломить ситуацию в ЖКХ?

03.11.2016 11:37:13
Неплатежи: как переломить ситуацию в ЖКХ?

Комитет по экономической политике и Рабочая группа по энергетике Совета Федерации уделяют особое внимание вопросам укрепления платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов.

Стоит отметить, что со временем, вопросы платежной дисциплины во всей цепочке производства и потребления энергиоресурсов не утрачивают своей актуальности, а наоборот, принимают новые формы выходят как в региональную, так и в федеральную повестку. По данным Министерства строительства и ЖКХ, совокупный объем долгов регионов России за услуги жилищно-коммунального хозяйства составил на сегодняшний день 1 трлн 86 млн руб.

Цифры долгов растут с пугающей скоростью, что безусловно негативно сказывается на качестве подготовки к отопительному сезону, на уровне инвестиционной привлекательности российской энергетики и ЖКХ.

Конечно, можно сказать, что на уровень долговой нагрузки накладываются факторы текущей экономической ситуации и снижение уровня доходов населения, однако видимо стоит провести некую параллель с финансовым сектором, в котором уровень кредитного здоровья населения уверенно растет второй квартал подряд, как и снижается уровень долговой нагрузки на работников всех сфер экономики.

На первый взгляд вопросы кредитного здоровья населения и долговой нагрузки на энергетику не связаны, однако, хочу на простом примере показать, как работают платежные цепочки.

Уже неоднократно говорилось что, уровень закредитованности населения, напрямую влияет на уровень расчетов с энергетиками. Каждый должник выстраивает свою систему приоритетов в расчетах. В первую очередь платят тем, кто устроит проблемы должнику первым – это банки, во вторую очередь – это расчеты с государством (налоги, штрафы и т.д.), на третьем месте уверенно располагаются расчеты за жилищно-коммунальные ресурсы и другие периодические платежи, не связанные с возможностью моментального ограничения.

Возникает вопрос – почему именно такие приоритеты?

Ответ прост – потому что санкции за неисполнение договорных обязательств с энергетиками или отсутствуют, или незначительны. Хотя, очень часто, сами предприятия ЖКХ и энергетики не используют или используют «спустя рукава» все возможные инструменты?

Уверен, что большинство энергетических компаний не передают данные о неплательщиках в бюро кредитных историй. А ведь именно негативная кредитная история перекрывает должникам доступ к вожделенному кредиту или к скользкому пути взять деньги «до зарплаты» в микрофинансовой организации под огромный процент, который потом будет сложно обслуживать и именно в МФО уйдут Ваши деньги! Это только небольшой пример.

Давайте вернемся к статистике:

В среднем «по больнице» у нас уровень платежной дисциплины равен 93%. Вовремя оплачивают счета за услуги ЖКХ только порядка 60-65% населения, остальные - через месяц, два, три. Что с этим делать? Самое простое – поменять закон и установить драконовские санкции. Но, даже самые серьезные санкции не будут работать, если активно не работать с потребителем. Санкции в такой конструкции приведут только к ухудшению расчетов.

Энергокомпаниям стоит оглянуться по сторонам и посмотреть, как работают с потребителями их коллеги из других регионов.

Конечно, физические лица у нас далеко не самый проблемный контрагент.

270 млрд должны управляющие компании ресурсоснабжающим организациям и, конечно, отдельная тема - это долги перед РСО со стороны перепродавцов и долги самих РСО поставщикам электричества и газа.

Как мы можем заметить, неплатежи нижестоящим в цепочке организациям, транслируются на уровень выше и не всегда пропорционально. А значит, даже добросовестный плательщик – гражданин, не может быть уверен в том, что его своевременные расчеты, будут гарантией высокого уровня качества и надежности энергоснабжения.

Именно расчеты между юридическим лицами, дают наиболее высокий уровень нагрузки на отрасль.

На заседании в правительстве, Дмитрий Медведев поддержал инициативу Вице-премьера Дмитрия Козака – подключить Росфинмониторинг к рассмотрению вопросов по всем организациям технологической цепочки (от управляющих компаний до теплоснабжающих организаций и водоканалов), которые имеют задолженность. Абсолютно здравое решение в вопросе установления дополнительного барьера в выводе денежных средств. На мой взгляд, деньги, поступившие на расчетные счета организации в качестве оплаты за энергоресурсы должны быть четко «покрашены», а их нецелевое расходование, я не говорю уже про целенаправленный вывод, быстро пресекаться и наказываться в уголовном порядке.

Остается вопрос, насколько Росфинмониторинг справиться с поставленной задачей, ведь количество транзакций, подлежащих контролю, будет исчисляться миллионами! Наверняка такую работу можно построить и на уровне региона, используя существующие ресурсы, систему «Мониторинг платежей» для того, чтобы все расчеты были прозрачными и не вызывали вопросов, а уж если вопросы возникли, то уже подключать в работе правоохратительные органы.

Не могу не остановиться и на актуальных инициативах, способным коренным образом повлиять на расчеты с потребителями энергоресурсов.

Во-первых, это конечно это приоритет прямых расчетов с РСО. Управляющие организации, являясь только посредником напрямую не заинтересованы в увеличении собираемости платы с населения, такая же претензия справедлива и для некоторых форм рассчетно-кассовых центров, дискуссия о необходимости установления расчетов через которые на законодательном уровне тоже ведется.

Стоит отметить, что, например, в Москве, где уровень расчетов через систему ЕРКЦ достигает искомых 98%, данная система зарекомендовала себя с лучшей стороны, однако есть и негативные примеры.

Я бы предложил, при рассмотрении законопроекта по расчетам через ЕРКЦ, установить право региона на выбор формы расчетов. Прямые с РСО или через ЕРКЦ, с закреплением ответственности за принятое решение. Это справедливо и не приведет к нарушению существующего порядка, если он себя зарекомендовал с лучшей стороны.

Если говорить о регионах, которые изберут прямые расчеты, то стоит отметить необходимость закрепления четких критериев соответствия требованиям, представляемым к организациям, выполняющим данный вид деятельности. Я бы сказал, что только организации, напрямую заинтересованные в увеличении собираемости и повышении эффективности системы начисления и сбора денежных средств, могут выступать учредителями и организаторами деятельности ЕРКЦ. На территории региона этим критериям отвечают только гарантирующий поставщик электроэнергии и единая теплоснабжающая организация.

В случае, когда функцию ЕРКЦ пытаются передать независимой организации, высока вероятность увеличения расходов на данную функцию, даже по сравнению с расходами на содержание собственных абонентских служб. Хочу отметить что ЕРКЦ это не отдельный бизнес, а по сути инфраструктурная функция.

Стоит заметить и инициативы, не законодательного характера.

Так, например, многие энергокомпании рассматривают инициативу Проекта «Надежный партнер» по включению требований по отсутствию дебиторской задолженности за энергоресурсы к участникам закупки, осуществляющих поставку товаров, оказание услуг организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.

Требование обоснованно с точки зрения наличия высоких рисков неисполнения контрагентом своих обязательств в связи с наличием дебиторской задолженности или систематическим нарушением сроков оплаты. Такое требование, синхронно появившееся в требованиях участникам закупок в конкурсной документации у большинства энергокомпаний, может стать дополнительным стимулом для потребителей энергоресурсов своевременно исполнять договорные обязательства.

Существует практика оценки кредитной истории соискателя при трудоустройстве и другие.

Есть что сказать по теме ЖКХ?

СТАТЬ БЛОГЕРОМ
эксперты
ОлегПричко
Генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго»
ПарвизАбдушукуров
Вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум»
СергейСиваев
Старший директор Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ)
СергейБаженов
Заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН, доктор экономических наук
ПавелКурзаев
Генеральный директор ГК "Российские коммунальные системы"
ЮрийДорфман
Заместитель генерального директора ПАО «ТГК-14» по сбыту, член Правления ПАО ТГК-14
ИльяЛишанский
Заместитель генерального директора по реализации энергии ПАО «РАО ЭС Востока»
АлексейВялкин
Директор департамента содействия инновациям и инвестициям Торгово-промышленной палаты России
статистика
платформы
1812экспертов
10проектов
116идей
2883комментария
Мы в социальных сетях
Вход