Вернуться к списку публикаций

Светлана Гирина: мы имеем лоскутный рынок ИТ-решений в области ЖКХ

24.11.2016 19:38:30
Светлана Гирина: мы имеем лоскутный рынок ИТ-решений в области ЖКХ

В конце уходящего года мы решили немного пофантазировать на тему идеального ИТ-решения для российского ЖКХ. Как оно должно выглядеть, какие проблемы решать и возможно ли, в принципе, его воплотить в реальность?

Ответы на эти вопросы мы искали в разговоре с генеральным директором "Лаборатории программных решений" Светланой Гириной.

Светлана, прежде чем говорить об идеальном ИТ-решении для российского ЖКХ, хотелось бы узнать ваше мнение – какова сегодня общая ситуация в России с ИТ-разработками для отрасли, можно ли выделить какой-то тренд?

На мой взгляд, с одной стороны, наблюдается тенденция выносить сервисы в облако, с другой – развивать сервисы изолированно в границах компаний-участников рынка ЖКХ. Если говорить про облачные услуги, то в этом направлении лидер, конечно же, «Ланит» и его ГИС ЖКХ, которая стала некой попыткой автоматизировать жилищно-коммунальную сферу в масштабах всей страны. Достаточно компаний, предлагающих смежные и интеграционные сервисы в облаке. В основном, они «работают» на мелких игроков рынка (управляющие компании или ТСЖ/ЖСК), т.е. на тех, у кого сильно ограничены ресурсы, чтобы развивать свою ИТ-инфраструктуру, в отличие от крупных компаний, которые предпочитают все делать своими силами.

Однако зачастую разработанные такими компаниями сервисы страдают несвязностью, у них нет единой, объединяющей концепции, а также законодательной основы. Некоторые решения либо частично незаконны, либо существуют в серой зоне (законом не запрещено, но и не разрешено). В итоге, за счет несовершенного законодательства, ограниченных глобальных инициатив и частных закрытых решений мы имеем лоскутный рынок ИТ-решений в области ЖКХ без стройной, объединяющей концепции, требующей иных законов и немалых инвестиций.

Как следствие, проблемы, которые стоят перед домохозяйствами или собственниками жилья, а также компаниями, потребляющими ЖКХ-услуги, не находят решения в существующих разработках. ИТ-решения, которые существуют сегодня на рынке, позволяют, если так можно выразиться, сделать косметический ремонт отрасли, но не изменить ее в глобальном смысле.

Что сможет в корне изменить ситуацию?

Это внедрение решения, которое работает для простого потребителя услуг – делает для него ЖКХ понятным, комфортным и управляемым, дает определенную свободу. То есть, предоставляет возможность принимать участие в формировании ЖКХ-рынка. Сейчас мы такой возможности не имеем – мы просто берем то, что нам предлагают. Мы не выбираем тарифы, не выбираем поставщиков ЖКХ-услуг и т.д. Я бы сказала, что ЖКХ сегодня – это огромное количество организаций и масса ограничений со стороны законодательства и компаний. Сегодня отсутствует понимание того, что все может быть иначе, без многоуровневых коррупционных схем, когда работать оптимально и экономно просто невыгодно тому, кто эти схемы выстраивает.

Так в чем решение?

Я вижу его в разработке некой «умной» ЖКХ-платформы, основная цель которой – свести поставщика услуг и потребителя, стать инструментом для их информационного взаимодействия. Такая платформа предоставит возможность следить за потреблением ресурсов, связывать их потребление с определенными событиями и мероприятиями в городе, давать рекомендации и конечным потребителям, и городским властям, как лучше действовать, чтобы использовать ресурсы наиболее оптимальным образом. Для компаний она станет своеобразным инструментом для вывода на рынок новых услуг – увы, сегодня у нас нет ИТ-решения для этой цели.  Представьте, что у какого-то поставщика появилась новая услуга, скажем, уборка квартир. Вы заходите в «Личный кабинет», который будет предусмотрен для каждого потребителя, и видите, что появилась такая-то услуга, что предоставляется она в вашем районе и стоит таких-то денег.  Вы подписываетесь на нее. Оплата автоматически включается в ваш ЕПД. Все открыто, легко и с возможностью выбора.

А как вы видите устройство самого «Личного кабинета» для такой платформы, в чем уникальность?

Платформа, в которую будут вовлечены все участники рынка ЖКХ, должна предоставлять «Личные кабинеты» под каждого конкретного пользователя – будь то простые собственники жилья или коммерческих помещений, арендаторы или арендодатели, поставщики услуг, управляющие компании, органы государственной власти. Кабинет должен обеспечить возможность поиска и анализа информации в нужных срезах в момент возникновения запроса.

Например, владельцы квартир смогут получать информацию об индивидуальном потреблении ресурсов c привязкой ко времени, погоде, различным событиям (например, трансляции сериалов или спортивных мероприятий) и т.д. Это может подсказать им, как именно и насколько расточительно они расходуют электроэнергию, воду и т.п.  Городские власти увидят нагрузку на водопровод, стоки, электросети и т.п.

Можно будет анализировать причины возникновения подобных нагрузок, а также развитие ситуации через час, день или месяц. Все это позволит разрабатывать необходимые шаги, которые смогут контролировать ситуацию. Иными словами, «Умная платформа» могла бы предоставить основу для прогнозирования ситуации  и выработки оптимальных шагов. 

Кстати, в моем понимании, такое  фантазийное ИТ-решение неразрывно связано с понятием «Умный город» (Smart City), в основе концепции которого лежит идеология интеллектуализации управления городской средой. Даже ввод в промышленную эксплуатацию ГИС ЖКХ не решит проблем с открытостью информации. Потому что, всю информацию, которую можно получить от поставщиков ресурсов и управляющих компаний по части работы инфраструктуры, вплоть до личного потребления всех ресурсов домохозяйств, в ГИС ЖКХ мы все равно не увидим. Как правило, каждая компания считает такие данные своим большим секретом, которым не желает  делиться.

Существуют ли подобные платформы в других странах?

«Умные города», в которых есть «smart» ЖКХ-решения, уже появились – это Сонгдо в Южной Корее, Фудзисава в Японии и Масдар в ОАЭ. Другие города постепенно переходят к этой концепции – Сеул, Нью-Йорк, Токио, Шанхай, Сингапур, Амстердам, Каир, Дубай.   

В Москве и Санкт-Петербурге есть отдельные внедрения, которые приближают нас к «умной» концепции. К сожалению, полноценное внедрение «Умного города», в котором могла бы работать «Умная ЖКХ-платформа» требует серьезных вложений, которые вернуться лишь через несколько лет. Но, если мы отложим все это в долгий ящик, окажемся, в итоге, на обочине технологического прогресса. Сейчас надо пользоваться моментом и не упускать возможность присоединиться к международной группе новаторов, указывающей путь дальнейшего развития мировых технологий.

Есть что сказать по теме ЖКХ?

СТАТЬ БЛОГЕРОМ
эксперты
ОлегПричко
Генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго»
ПарвизАбдушукуров
Вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум»
СергейСиваев
Старший директор Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ)
СергейБаженов
Заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН, доктор экономических наук
ПавелКурзаев
Генеральный директор ГК "Российские коммунальные системы"
ЮрийДорфман
Заместитель генерального директора ПАО «ТГК-14» по сбыту, член Правления ПАО ТГК-14
ИльяЛишанский
Заместитель генерального директора по реализации энергии ПАО «РАО ЭС Востока»
АлексейВялкин
Директор департамента содействия инновациям и инвестициям Торгово-промышленной палаты России
статистика
платформы
1835экспертов
10проектов
117идей
2983комментария
Мы в социальных сетях
Вход