ЖКХ Контроль
Вернуться к списку новостей

Руководители региональных операторов капремонта: «Квитанции по спецсчетам – головная боль собственников»

01.06.2015 23:27:53
Руководители региональных операторов капремонта: «Квитанции по спецсчетам – головная боль собственников»

Капитальный ремонт многоквартирных домов, а точнее схема, при которой основными спонсорами капремонта являются собственники жилых помещений МКД, продолжает оставаться одним из наиболее обсуждаемых вопросов проблемной повестки отечественного ЖКХ. В ряде регионов открыто звучат призывы «не оплачивать работы, проведение которых растянуто по времени вплоть до 2042 года».  Ни население, ни прочие участники рынка не верят, что реализуемый государством механизм сможет просуществовать четверть века, сравнивая предложенную модель с финансовой пирамидой.

Вот и министр строительства и ЖКХ Михаил Мень в своем докладе перед депутатами Государственной Думы в рамках правительственного часа назвал капремонты сложной темой, ограничившись в разговоре о них сухой статистикой.

"В настоящее время в 78 регионах организован сбор средств на эту задачу, есть первые результаты. За 2014 года капитально отремонтировано 7 700 домов, общая площадь 37 млн. м², на эти цели израсходовано почти 22 миллиарда рублей. В текущем году регионами планируется отремонтировать более 12 000 домов".

Проблемную сторону вопроса – собираемости взносов на капремонт – министр обошел своим вниманием. Между тем, в этой части процент сбора много меньше значений, которые фиксируются по стране в отношении платежей за жилищно-коммунальные услуги. Если вывести за скобки регионы с высокой платежной дисциплиной (такие как республика Татарстан, Белгородская область, Московская область), процент сбора средств на капитальные ремонты в России колеблется в широком диапазоне от 10% до 80%.

Неплатежи объясняются рядом факторов. Но если слабую информированность населения и банальное нежелание оплачивать здесь и сейчас работы, запланированные на условный 2020 год, можно хоть как-то объяснить, то ситуация, когда жители готовы внести взносы, но не могут этого сделать ввиду отсутствия в ящиках платежных квитанций – нонсенс.

Тем не менее, в первые месяцы года такое положение дел стало вполне привычным явлением. Особенно проблема актуальна для домов, которые изъявили желание открыть специальный счет на капремонт через управляющую компанию. Такое право у собственников появилось 1 января 2015 года. Но вот вопрос - кто в таком случае представляет платежные документы для внесения платы за капремонт - законодательно не урегулирован.

В рамках экспертной дискуссии по теме «Повышение прозрачности управляющих компаний в сфере ЖКХ» на портале «ЖКХ Контроль» прозвучало предложение устранить пробел в законодательстве, а именно «дополнить п.2 ст.171 ЖК РФ, поручив обязанность предоставления платежных документов для внесения платы за капремонт региональным операторам».  Напомним, что речь идет о тех случаях, когда владельцем спецсчета по поручению жильцов является управляющая компания.

С одной стороны инициатива не лишена логики, поскольку региональные операторы капремонта, отвечающие за «котел», а также за специальные счета, которые им вручили собственники, поставили на поток печать квитанций. Они обладают достаточным ресурсом и, как ни крути, являются представителями государства, которое должно быть заинтересовано в реконструкции всего жилого фонда, вне зависимости от того, как формируется фонд капремонта. С другой стороны, коль уже граждане отказали в доверии регоператорам, то и финансирование всех процедур, связанных с обслуживанием индивидуального счета, должны взять на себя.

Как бы то ни было, решать эту проблему нужно по закону, а не по понятиям. Однако руководители региональных операторов, опрошенные порталом «ЖКХ Контроль», в большинстве своем не считают, что здесь есть предмет для дискуссии. Павел Масюков, генеральный директор  «Фонда капремонта общего имущества в многоквартирных домах Ненецкого АО» уверен, что по своим местам все давно расставили Правила деятельности по управлению МКД,  предписывающие УК начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Его коллега из Свердловской области Александр Караваев также обратил внимание на то, что взнос на капремонт, согласно ст. 154 ЖК РФ является обязательным платежом, а, следовательно, обязанность выставления платежных документов возложена на управляющие компании. Кроме того, Караваев указывает на важный момент:

"В переходный период, когда для собственников был введен «финансовый отпуск», многие управляющие компании продолжали выставлять плату за капитальный ремонт в квитанциях".

Получается, что раз тогда печатали, то и теперь справятся? Такая позиция была поддержана районным судом Екатеринбурга, в начале апреля принявшем постановление, согласно которому управляющая компания в силу требований Жилищного кодекса РФ и решения общего собрания собственников, является лицом, обязанным формировать платежный документ на уплату взносов на капитальный ремонт.

Генеральный директор НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» Тарген Бахитов, разделяя мнения коллег, ссылается на региональный закон «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».  Документ гласит:  в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете собственники помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных им владельцем специального счета.

Также к региональной законодательной базе апеллирует и директор Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области Дмитрий Шубин. Областной закон о капремонте четко предписывает организациям, имеющим статус владельца специального счета, организовывать начисление взносов.

Руководитель РО Алтайского края Лев Моисеенко в своем комментарии для портала «ЖКХ Контроль» акцент сделал на том, что именно управляющая компания должна быть заинтересована в поддержании платежной дисциплины собственников в части внесения взносов на специальный счет. Причем глава Фонда полагает, что управляющие компании должны выставлять квитанции даже в тех случаях, когда специальным счетом владеет региональный оператор:

"Формирование источника финансирования капремонта в максимальном объеме минимизирует риск неоплаты управляющей компанией предстоящих работ капитального характера со стороны собственников, то есть гарантирует приток денежных средств. Поэтому, несмотря на то, что взносы на капремонт могут перечисляться на специальный счет, владельцем которого является региональный оператор, начислять их и предъявлять к уплате собственникам следует именно управляющей компанией в составе уже применяемого в организации или специально разработанного платежного документа. Ведение учета в разрезе начисленных и уплаченных взносов, а также претензионной работы с должниками тоже остается в компетенции УК".

Владимир Очиров, ответственный за капремонты в республике Калмыкия, считает, что если собственники решили возложить право управления счетом на УК, то и делегирование им полномочий по производству начислений это, в первую очередь, волеизъявление самих собственников, оформленное протоколом.

А вот генеральный  директор  Фонда капитального ремонта МКД республики Мордовия Алексей Матренин не скрывает, что собственники, сделавшие выбор в пользу спецсчета, не могут не избежать трудностей, связанных с организацией процесса оплаты взносов на капремонт:  

"Обязанности владельца специального счета достаточно расплывчато оговорены в статьях 175-176 ЖК РФ. Анализируя положения данных норм права, с достаточной определенностью можно утверждать, что осуществление деятельности по начислению взносов на капитальный ремонт собственникам, принявшим на общем собрании решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, в круг обязанностей владельца специального счета не входит".

Какой выход? Матренин полагает, что их два. Первый (нереалистичный в силу недостатка компетенций или свободного времени у жильцов) – самостоятельно силами собственников начислять взносы, вести их учет, формировать платежные документы и обеспечивать своевременную доставку документов.  Второй – привлекать третьих лиц. В том числе и управляющие компании, которые, по мнению функционера, должны быть больше других заинтересованы в профессиональной организации этого процесса, хотя бы по одной той причине, что своевременное проведение капитального ремонта сокращает затраты на проведение ремонта текущего, то есть затраты управляющей организации.

"При взаимной заинтересованности в сотрудничестве собственники помещений многоквартирных домов и управляющая организация вполне могут достигнуть определенной договоренности, касающейся организации начисления взносов на капитальный ремонт, формирования платежных документов на оплату взносов на капитальный ремонт и учета оплаты собственниками взносов".

Впрочем, транслируя красивый посыл, Алексей Матренин оговаривается, что собственники подавляющего большинства многоквартирных домов не проявляют интереса к состоянию общего имущества МКД, не организуют и не участвуют в общих собраниях. Управляющие компании, в свою очередь, часто  допускают злоупотребления и ошибки - как сознательные, так и вызванные недостаточным знанием законодательства.

В такой ситуации, когда собственники и управляющие договороспособны разве что на бумаге, Матренин, в отличие большинства своих коллег, считает, что целесообразно оградить УК от необходимости производить начисления взносов на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, формирующих фонды капитального ремонта на специальных счетах.

В Орловской области проблемы с выставлением квитанций собственникам, доверившим спецсчет управляющим компаниям, нет. Потому как, по информации директора регионального фонда капремонта Ольги Павловой «еще ни одна управляющая компания не выбрана владельцем специального счета». Тем не менее, руководитель обращает внимание на то, что ни в каких нормативных документах  не закреплена обязанность УК производить начисление взносов на безвозмездной основе.

Борис Герасимов, генеральный директор НОФ «Региональный оператор Республики Башкортостан», предложил взглянуть на проблему с другого ракурса. Он напомнил, что все расходы регионального оператора по обслуживанию «котла» компенсируются бюджетом субъекта РФ и задался, в этой связи вопросом: «кто будет возмещать РО расходы, связанные с начислением, печатью и доставкой платежных документов собственникам там, где они выбрали спецсчет?».  Что касается ситуации, когда счетом владеет управляющая компания, то здесь Герасимов поддерживает наиболее популярную среди глав РО точку зрения – процесс начисления должен ложиться на плечи владельца счета.

Светлана Горшкова, генеральный директор "Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области", предложила наделить управляющие компании либо расчетно-кассовые центры функциями по начислению взносов на капитальный ремонт не только когда владельцем спецсчета является УК, но и когда этим самым владельцем является региональный оператор. При условии возмещения УК или РКЦ расходов за счет платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Также решать проблему за счет средств собственников считает справедливым и генеральный директор регионального «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» Сергей Световец. По его мнению, жильцы должны выбрать уполномоченную организацию, договор с которой определит стоимость услуг по начислению и учету взносов на капремонт, печать и доставку квитанций.

Директор «Фонда капитального ремонта общего имущества в МКД в Удмуртской Республике» Андрей Смирнов, признавая, что все чаще возникают проблемы с тем, что управляющие компании игнорируют решение собственников в многоквартирных домах о наделении их полномочиями по начислению и взысканию взносов на капитальный ремонт, не считает, что УК нужно ограждать от этого процесса.

"В случае если владелец счета и лицо, обладающее полномочиями по начислению и взысканию взносов, будут совпадать, выстраивание отношений с кредитными организациями, обслуживающими специальные счета и принимающими платежи от собственников будет более продуктивно".  

Обобщая комментарии глав региональных операторов, полученные порталом «ЖКХ Контроль», следует сакцентировать внимание на разность подхода государства к решению вопроса начисления платежей в зависимости от способа формирования фонда капремонта, выбранного собственниками.  В случае, когда взносы капают в котел регионального оператора, процессинг, печать платежных документов и их доставка собственникам  оплачивается из бюджета субъекта РФ. В иных ситуациях, оплачивать сопроводительные мероприятия должны собственники. И это кажется неким проявлением дискриминации.

Тем удивительнее это выглядит на фоне заявления Михаила Меня, сделанного им в уже упомянутом докладе перед депутатским корпусом. Министр сказал:

"Наша точка зрения и мы часто это обсуждали и с депутатами Государственной Думы, с профильным комитетом, что в перспективе мы видим постепенный переход всё-таки к максимальному количеству индивидуальных счетов для каждого дома. Это более честно и более прозрачно с точки зрения работы непосредственно по контролю. Я думаю, что в этом, безусловно, перспектива поэтапного перевода в эту сторону".

Очевидно, что для «честности и прозрачности» необходимо, как минимум, на федеральном уровне четко определить правила, регламентирующие вопрос начисления платежей – доставки платежных документов до собственника. Пока все отдано на откуп региональных властей, которые, как правило, стараются минимизировать нагрузку на свои бюджеты. В итоге же получается явный перекос в сторону интересов государства, в ущерб интересам тех, кто и без того поставлен в условия необходимости оплачивать капремонты. 

Первое чтение. Точка сборки проблем ЖКХ

Предложить тему
эксперты
ОлегПричко
Генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго»
ПарвизАбдушукуров
Вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум»
СергейСиваев
Старший директор Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ)
СергейБаженов
Заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН, доктор экономических наук
ПавелКурзаев
Генеральный директор ГК "Российские коммунальные системы"
ЮрийДорфман
Заместитель генерального директора ПАО «ТГК-14» по сбыту, член Правления ПАО ТГК-14
ИльяЛишанский
Заместитель генерального директора по реализации энергии ПАО «РАО ЭС Востока»
АлексейВялкин
Директор департамента содействия инновациям и инвестициям Торгово-промышленной палаты России
статистика
платформы
1776экспертов
0проектов
0идей
0комментариев
Мы в социальных сетях
Вход