ЖКХ Контроль
Вернуться к списку советов

Право потребителей на информацию об исполнителе услуг в сфере ЖКХ

Правовое регулирование
Право потребителей на информацию об исполнителе услуг в сфере ЖКХ

Для контроля качества работы ТСЖ или управляющей компании, для решения споров о начислении квартплаты вам могут понадобиться различные документы, регламентирующие их деятельность.

Не всегда сведений, предаваемых огласке согласно требованиям Стандарта раскрытия информации бывает достаточно для того, чтобы разобраться во всех нюансах работы организации, занимающейся эксплуатацией многоквартирного дома. Здесь мы рассмотрим перечень документов, из которых при необходимости можно почерпнуть все необходимые сведения.

На какие документы стоит обратить внимание

Из устава управляющей организации можно узнать полномочия органов правления, порядок принятия ими решений – например, для проверки правомерности этих решений: получено ли необходимое количество голосов для принятия решений, правильно ли проводились процедуры голосования и т.п.

Важнейшим источником информации являются протоколы общего собрания собственников (о выборе способа управления домом, об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения и общего имущества и др.). Их них можно узнать утвержденный тариф на содержание и ремонт общего имущества и сравнить его с размером платы в квитанции. В случае расхождения, необходимо обратиться с запросом в УК или надзорные органы. Документы, подтверждающие итоги голосования на собрании собственников, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование помогут проверить правомерность принятых решений, в том числе по вопросам установления коммунальных платежей, проверить, верно ли подсчитаны голоса, все ли голосовавшие имели право голоса и т. д.

Договоры с организациями-поставщиками коммунальных услуг и счета-фактуры об оплате за поставленные ресурсы в рамках этих договоров являются источником информации о том, какой объем коммунальных ресурсов (тепла, горячей/холодной воды, и др.) был поставлен в дом, какую сумму обслуживающая организация фактически заплатила за коммунальные ресурсы и т. д. Исходя из размера потребленных ресурсов и фактически уплаченной за них суммы можно проверить правильность начисления коммунальных платежей.

Договор об управлении многоквартирным домом, отчет управляющей организации об исполнении договора управления многоквартирным домом являются источниками информации о том, какие права имеют жильцы и что они могут требовать от управляющей компании, какие работы должна выполнять УК согласно договору, какие работы она выполнила за отчетный период; сколько денег и на что потрачено; сравнить полученную информацию с выполненными в реальности работами.

Договоры на выполнение работ/оказание услуг, связанных содержанием и ремонтом жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме (договоры на уборку территории, вывоз мусора, обслуживание лифтов, домофона и др.), акты выполненных работ к этим договорам позволят проверить, действительно ли выполнялись те или иные работы/услуги и какова их стоимость.

Бухгалтерская отчетность, сметы доходов и расходов, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения, заключения ревизионной комиссии позволят проанализировать финансовую деятельность организации.

Технический паспорт и иная техническая документация на дом, кадастровый паспорт и план земельного участка и придомовой территории помогут установить, что входит в состав общего имущества многоквартирного дома, например, входит ли в него придомовая территория, плата за содержание которой взимается с жильцов.

Сведения о тарифах коммунальных предприятий

Крайне важными представляются документы органов тарифного регулирования. Тарифы на коммунальные ресурсы, устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации. Установленный тариф можно посмотреть в решении Правления Региональной службы по тарифу (РСТ) по каждой из коммунальных сфер (теплоснабжение, водоснабжение и т.д.). В решении указывается группы потребителей тарифа, и его размер для каждой из групп.

В настоящее время Правительством РФ принят комплекс мер для того, чтобы сделать процесс тарифообразования в России одним из самых открытых и доступных для граждан. Для этого введен стандарт раскрытия информации для ресурсоснабжающих организаций, который обязывает их раскрывать информацию об установленных тарифах, планируемых и фактических расходах организации.

Кроме того, коммунальные предприятия должны опубликовывать в открытом доступе на своем сайте или на сайте регулятора свою тарифную заявку, которая содержит информацию о том, на какой тариф заявляется организация и какова его структура. Таким образом, любое заинтересованное лицо заранее может знать о стоимости того или иного ресурса, на которую претендует поставщик энергоресурсов и на что он планирует расходовать полученные деньги.

Какие существуют варианты отказа в предоставлении информации?

Самая простая реакция на запрос потребителя в организации ЖКХ – игнорирование. Высока вероятность просто получить отписку. Возможен и квалифицированный подход – мотивированный ответ с массой ненужной информации.

Что делать, если игнорируют? В этом случае лучше всего обратиться в прокуратуру, которая может вынести представление о недопустимости нарушения прав граждан. Ни одна управляющая, сетевая либо ресурсоснабжающая организация не рискнёт оставить без ответа письмо прокуратуры. Плюсы обращения за содействием в правоохранительные органы в том, что на прокурорские запросы организации обязаны отвечать в сроки, указанные в самом обращении.

Не стоит тратить время на оспаривание отписки и документы, содержащие большое количество бесполезной информации. Формально – этот грамотно составленный документ ничего не даёт по содержанию. В этом случае имеет смысл обратиться в ГЖИ, поскольку именно эта структура отвечает за сбор информации. Соответственно сотрудники инспекции даже в телефонной беседе могут подсказать, за какими документами и куда можно обратиться, с кого спросить. Зачастую для того, чтобы получить всю необходимую информацию нужно тщательным образом разобраться в собственной проблеме.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram 

Первое чтение. Точка сборки проблем ЖКХ

Предложить тему
эксперты
ОлегПричко
Генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго»
ПарвизАбдушукуров
Вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум»
СергейСиваев
Старший директор Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ)
СергейБаженов
Заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН, доктор экономических наук
ПавелКурзаев
Генеральный директор ГК "Российские коммунальные системы"
ЮрийДорфман
Заместитель генерального директора ПАО «ТГК-14» по сбыту, член Правления ПАО ТГК-14
ИльяЛишанский
Заместитель генерального директора по реализации энергии ПАО «РАО ЭС Востока»
АлексейВялкин
Директор департамента содействия инновациям и инвестициям Торгово-промышленной палаты России
статистика
платформы
1776экспертов
0проектов
0идей
0комментариев
Мы в социальных сетях
Вход