ЖКХ Контроль
Вернуться к списку публикаций

Вопросы деятельности регионального оператора по обращению с отходами

05.09.2017 13:00:41
Вопросы деятельности регионального оператора по обращению с отходами

До 1 мая 2018 года во всех субъектах РФ должны быть отобраны региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами («ТКО»), с которыми органы исполнительной власти субъектов РФ на конкурсной основе заключают соответствующие соглашения.

Несмотря на то, что до истечения данного срока осталось менее года, многие вопросы, связанные с деятельностью регионального оператора, остаются открытыми.

Соотношение с концессией

Региональный оператор должен быть отобран в каждом субъекте РФ в специальном порядке, установленном Правительством РФ. Лицо, получившее статус регионального оператора, будет уполномочено осуществлять на территории региона деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО. Наличие регионального оператора или планы по его отбору не препятствуют заключению концессионных соглашений в отношении объектов обработки, накопления, утилизации, обезвреживания и размещения ТКО.

Если в субъекте РФ имеется заключенное концессионное соглашение, то уже существует лицо, которое владеет рядом необходимых для деятельности регионального оператора объектов, либо взяло на себя обязательство создать (модернизировать) их. Кроме того, есть вероятность, что деятельность концессионера по данному соглашению регулируется на основе закрепленных в нем долгосрочных параметров регулирования, что, в определенной мере, «связывает» тарифный орган при дальнейшем установлении тарифов.

Факт наличия обязательств по концессионному соглашению учитывается при отборе регионального оператора: во втором его этапе могут принимать участие только лица, которые владеют необходимыми объектами имущества в достаточном объеме, либо имеют обязательства по завершению их строительства и (или) модернизации в соответствии с концессионным соглашением. Но в случаях, когда региональный оператор выбирается впервые, субъект РФ вправе не использовать двухэтапный отбор, а критерий владения объектами или наличия обязательств по их созданию (модернизации) является опциональным.

Эта ситуация требует особого внимания к сбалансированности требований первого отбора региональных операторов, процедуре разработки и изменения территориальных схем обращения с отходами и работе тарифных органов с тем, чтобы дублирование функций и потоков не ухудшило положение потребителей.

Переход на новое тарифное регулирование

Изначально предполагалось, что ценовое регулирование будет осуществляться по старым правилам (в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса») до выбора регионального оператора. Это означало, что применение нового тарифного регулирования на практике должно было начаться с утверждения единых тарифов для региональных операторов.

Однако с 29 декабря 2017 года вступили в силу изменения, согласно которым утвержденные по старым правилам тарифы действуют до 1 января 2018 года, в то время как крайний срок завершения конкурсных процедур по выбору регионального оператора - 1 мая 2018 года. То есть в случае, если до 1 января 2018 года в субъекте РФ не будет выбран региональный оператор, тарифы на отдельные виды деятельности для самостоятельных операторов будут утверждаться по новым правилам тарифного регулирования в отсутствие единого тарифа. Такой подход подтверждается письмом ФАС России от 19.04.2017 № ВК/26417/17.

Для утверждения тарифа на следующий год предложения регулируемых организаций должны были быть поданы в тарифный орган до 1 сентября 2017 года. Многие регулируемые организации не смогли оперативно разобраться в новых правилах тарифного регулирования и подать экономически обоснованное предложение.

При этом утверждение тарифов по новым правилам зачастую совпадает с периодом отбора регионального оператора, одним из критериев отбора которого является приведенная стоимость оказываемых услуг. В дальнейшем региональный оператор будет осуществлять деятельность по единому тарифу, размер которого определяется исходя из принципа непревышения стоимости услуг регионального оператора, определенной по результатам отбора.

Таким образом, даже для корректного установления начальных значений критериев отбора регионального оператора, субъект РФ обязан иметь четкое представление о размерах тарифов прочих регулируемых организаций, осуществляющих деятельность на данной территории.

Поэтому при утверждении тарифов и проведении отбора регионального оператора потребуются тщательный расчет и распределение будущих расходов, который значительно осложняется сокращенным сроком перехода на новое регулирование и отсутствием сложившейся практики.

Вывод

Процесс внедрения нового института регионального оператора по обращению с отходами осложняется серьезными изменениями регулирования данной отрасли в целом и требует повышенного внимания со стороны всех заинтересованных сторон. В противном случае существует риск серьезных ошибок, препятствующих эффективному выполнению региональным оператором своих функций.

Есть что сказать по теме ЖКХ?

СТАТЬ БЛОГЕРОМ
эксперты
ОлегПричко
Генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго»
ПарвизАбдушукуров
Вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум»
СергейСиваев
Старший директор Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ)
СергейБаженов
Заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН, доктор экономических наук
ПавелКурзаев
Генеральный директор ГК "Российские коммунальные системы"
ЮрийДорфман
Заместитель генерального директора ПАО «ТГК-14» по сбыту, член Правления ПАО ТГК-14
ИльяЛишанский
Заместитель генерального директора по реализации энергии ПАО «РАО ЭС Востока»
АлексейВялкин
Директор департамента содействия инновациям и инвестициям Торгово-промышленной палаты России
статистика
платформы
1941эксперт
11проектов
127идей
3249комментариев
Мы в социальных сетях
Вход