ЖКХ Контроль
Вернуться к списку публикаций

Энергетическая стратегия России 2035

12.11.2015 13:51:01
Энергетическая стратегия России 2035

Энергетическая стратегия 2015 (ЭС-2035) сохраняет структуру и логику предыдущих работ в этой области и является их дальнейшим развитием и корректировкой с учетом изменения на сырьевых рынках мира. В Стратегии, как и ожидалось, основная роль отдана нефтегазовому сектору экономики России, что логично с учетом его роли в ВВП страны.

В числе целей и ключевых задач ЭС-2035 включены:

  • модернизация и развитие энергетики, включая ЕЭС;
  • повышение энергоэффективности экономики страны;
  • развитие внутренней энергетической инфраструктуры и так далее.

Центральной идеей ЭС-2035 является переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию ТЭК. Такой путь развития одобряется и поддерживается Правительством Российской Федерации и может только приветствоваться экспертным сообществом. Однако вопросы реализации таких положений возникают постоянно, а ответов на них нет.

Основным вопросом можно назвать реализацию повышения энергоэффективности экономики страны. В целом, эта задача остается на уровне пожеланий. К примеру, проводимые в настоящее время энергетические обследования в большей степени не несут за собой модернизации из-за дефицита свободных денежных средств и являются документами, составляемыми «для галочки». С одной стороны такие документы являются индикаторами и главным показателем энергоемкости экономики, а с другой стороны они фактически неприменимы для дальнейшей реализации мероприятий.

Если организация заинтересована в повышении энергетической эффективности, то она вынуждена фактически повторно заказывать одну и ту же работу, так как мероприятия, обозначенные в энергопаспорте заново исследуются и изменяются в зависимости от свободных финансовых средств и, что важно, при найме подрядчика для проведения работ (на конкурсной основе) – то есть когда паспорт делает одна фирма, а внедряет его другая – энергопаспорт практически неприменим.

Что касается электроэнергетического сектора, то многочисленные рекомендации в изменении налогообложения в случае внедрения высокоэффективного оборудования остаются рекомендациями и переходят от одной редакции Стратегии в другую. На практике, при условии государственного регулирования тарифов на электроэнергию происходит следующее: территориальная сетевая организация (ТСО) вкладывает деньги в проект модернизации и снижает потери электроэнергии, далее при завершении отчетного периода регулирования потери электроэнергии падают и на следующий период регулирования ТСО получает тариф «от достигнутого». Таким образом, ни о каком повышении прибыли речи быть не может, а, следовательно, ТСО в меньшей степени заинтересована в дальнейшем снижении издержек – финансовые средства тратятся, а прибыли этот процесс не приносит. Это тормозит внедрение нового технологически совершенного оборудования, ведь ТСО компенсируют только затраты на внедрение и все. Аналогичная ситуация складывается и в теплоэнергетике.

Еще одним аспектом деятельности ТСО в России является процесс реструктуризации самих ТСО. Результатом реформы электроэнергетики (ликвидация РАО «ЕЭС России») стало большое количество ТСО. Издержки на управленческий аппарат значительно возросли из-за увеличения количества управляющего персонала и необходимости в одном муниципальном образовании содержания нескольких диспетчерских пунктов, нескольких баз материально-технического обеспечения и так далее.

К настоящему времени процесс децентрализации закончился и начался обратный процесс – ПАО «Россетти» начало концентрировать внутри себя электросетевые активы муниципального и регионального уровня, то есть, запущен процесс поглощения крупной компанией более мелких ТСО как регионального, так и муниципального уровня. Это напоминает возврат к единому управлению в рамках РАО «ЕЭС России», однако по факту распространяется в сети муниципалитетов (на уровень ЖКХ). Это приводит к потере управляемости электросети главами субъектов России и муниципалитетов, невозможности вести собственную энергетическую политику региона (все команды отдаются из Москвы), а главное, к невозможности влияния на своевременность и качество ремонтов оборудования (длинная цепочка принятия решений затягивает сроки реакции на событие).

С другой стороны, такой подход частично убирает негативные эффекты, которые возникли в результате распада РАО «ЕЭС России». Каким образом соблюсти баланс интересов между ПАО «Россетти», и региональными органами власти остается не ясным. Кроме того, остается не раскрытым вопрос как это стыкуется с общими заявлениями о развитии конкуренции на энергетическом рынке.

Большой проблемой для России является также высокий износ оборудования, особенно в удаленных и труднодоступных регионах. Проблемы электро- и теплоснабжения в децентрализованной части единой энергосистемы, зачастую связанные с сезонным завозом топлива, остаются нерешенными и они выпадают из ряда первоочередных задач в виду неокупаемости. Присоединение электрических сетей в ЕЭС в большинстве случаев нецелесообразно по экономическим причинам, а решение проблем на местах – остается «за кадром» статистики в целом по России. В основных положениях ЭС-2035, как и раньше, данный вопрос не поднимался.

Отдельным вопросом является снабжение топливно-энергетическими ресурсами нового Крымского Федерального Округа. В Крыму и г. Севастополь большой дефицит электроэнергии, покрываемый в настоящее время с территории Украины. Последняя риторика политиков соседнего государства не внушает оптимизма по возможности осуществлять надежное и качественное снабжение ТЭР региона. На мой взгляд, необходимо в большей степени, возможно вообще отдельным вопросом, выделить данную проблему и наметить пути решения.

Известно, что в настоящее время со стороны Краснодарского края ускоренными темпами развивается сетевая инфраструктура для обеспечения электроэнергией населения Крымского ФО, реализуются проекты по прокладке кабельных линий на территорию Крыма с материковой части России, есть проекты строительства новых электрических станций в самом Крыму. При этом, в ЭС-2035 целесообразно было бы конкретизировать и ужесточить положения, касающиеся энергетической безопасности этого конкретного региона.

В целом, ЭС-2035 является дальнейшим развитием ЭС-2030 и очень близка к последней, по сути. Изменение приоритетов на инновационное развитие также укладывается в общую логику построения документа. Влияние Энергетической стратегии на ЖКХ России ограничивается общими заявлениями о необходимости модернизации основного оборудования и предложениями по налоговому стимулированию организаций к замене оборудования на более совершенное. Это все верно, но в условиях дефицита бюджета остается рекомендациями.

Несколько смущает то, что расчеты экономической эффективности выполнены в долларах США на 2010 год. Это разнится с переходом России на расчеты в национальной валюте, кроме того, с 2010 года прошло 5 лет и в энергетическом секторе технология продвинулась вперед, а следовательно появилось оборудование, которого не было в 2010 году, а оборудование предыдущего поколения удешевилось.

Есть что сказать по теме ЖКХ?

СТАТЬ БЛОГЕРОМ
эксперты
ОлегПричко
Генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго»
ПарвизАбдушукуров
Вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум»
СергейСиваев
Старший директор Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ)
СергейБаженов
Заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН, доктор экономических наук
ПавелКурзаев
Генеральный директор ГК "Российские коммунальные системы"
ЮрийДорфман
Заместитель генерального директора ПАО «ТГК-14» по сбыту, член Правления ПАО ТГК-14
ИльяЛишанский
Заместитель генерального директора по реализации энергии ПАО «РАО ЭС Востока»
АлексейВялкин
Директор департамента содействия инновациям и инвестициям Торгово-промышленной палаты России
статистика
платформы
2087экспертов
0проектов
0идей
0комментариев
Мы в социальных сетях
Вход