ЖКХ Контроль
Вернуться к списку публикаций

Сначала сделали как лучше, потом захотели как всегда...

25.12.2015 22:12:38
Сначала сделали как лучше, потом захотели как всегда...

Постоянная комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту городского Совета Красноярска обсудила проект схемы теплоснабжения краевого центра. 

Дежавю

Парадокс заключается в том, что ровно то же эти же депутаты уже делали весной нынешнего года! Более того, они тогда лично ездили по объектам теплоэнергетики, изучали ситуацию "на местах", участвовали в общественных и профессиональных дискуссиях по данному вопросу. После этого 26 мая глава Красноярска Эдхам Акбулатов направил проект схемы теплоснабжения на утверждение в министерство энергетики России...

А вот дальше произошло то, что власти Красноярского края безо всякой машины времени вернули в июле схему теплоснабжения из Москвы в Красноярск, а её рассмотрение - в начало 2015 года! "Назад в будущее..." по-красноярски свершилось полгода назад не ради научного, а ради вполне практического результата - получить на выходе не тот результат, который полетел в Москву 26 мая 2015 года.

Вторая история схемы действительно отличалась от первой. В ней уже не было ни круглых столов с привлечением всех заинтересованных сторон, ни общественных слушаний, да и решения фактически принимал не муниципалитет, а межведомственная комиссия.

Какой вариант оптимальнее?

Одна из главных претензий краевых депутатов, немало поспособствовавших возврату отправленной 26 мая в Москву схемы, заключалась в том, что город не сам заказал проект у Всероссийского теплотехнического института, а позволил сделать это главной теплоснабжающей организации Красноярска - местному филиалу "Сибирской генерирующей компании". А 16 сентября уже непосредственно муниципалитет заключил договор на доработку схемы теплоснабжения со Всероссийским теплотехническим институтом (ВТИ). За что же заплатили?

Первоначальный проект специалисты ВТИ разрабатывали в соответствии с федеральным законом N 190 "О теплоснабжении" и исходя из трёх базовых принципов: одновременной выработки тепла и электроэнергии (это технология ТЭЦ, котельные производят только тепло), минимальной стоимости тепловой энергии и минимального воздействия на окружающую среду. А вот судя по техническому заданию на доработку проекта, которое зачем-то было "согласовано с министерством промышленности, энергетики и торговли Красноярского края" (об этом сообщил депутатам горсовета замглавы Красноярска, руководитель департамента городского хозяйства Игорь Титенков), формально разработчиков обязали заново рассмотреть и обсчитать другие варианты решений, нежели те, которые они уже предложили как наиболее оптимальные, при этом окончательный выбор решения власть оставила за собой.


В целом проведённые расчёты подтвердили правильность того варианта, который был ранее разработан.Но, поскольку сейчас решения по рекомендованному сценарию развития принимала администрация, сформирована Книга 16 в дополнение к пятнадцати книгам, которые были в составе ранее разработанного проекта. В ней представлены результаты сравнительных расчётов по всем позициям, представлено наше мнение как разработчика, приведено мнение администрации города - как органа, принимающего решения по каждому из вопросов, - Александр Григорьев, автор проекта схемы теплоснабжения.


Вот только в отличие от первой истории схемы теплоснабжения, в которой её материалы были размещены на сайте администрации, и все желающие могли с ними ознакомиться, во второй, нынешней истории Книги 16 на том сайте нет, есть только 15 книг, которые дискутировали весной. Где же тогда узнать варианты самых спорных решений? Как сравнить экономические показатели вариантов, рекомендованных специалистами ВТИ, и тех, что по каким-то причинам приняли городские власти под "недремлющим оком" министерства промышленности, энергетики и торговли?

"Пишите, Шура, пишите...

...А мы всё равно решим по-своему!" Похоже, именно так можно перефразировать цитату из "Золотого телёнка" применительно ко второй истории схемы теплоснабжения Красноярска. Что же получил город после полугодовой задержки в результате переделки проекта? Судить об этом можно пока только по устному докладу представителя ВТИ Александра Григорьева 16 декабря на заседании постоянной комиссии горсовета Красноярска по ЖКХ и транспорту. Вот три самых горячих ещё с "первой истории схемы" вопроса.

Экологически благополучная, но отпускающая более дорогое, чем ТЭЦ, тепло котельная "КраМЗЭнерго", которую в первоначальном проекте планировали вывести из схемы теплоснабжения, не только сохранила свою зону обслуживания, но и получила "бонус" в виде потребителей котельных N 1 и N 2 "КрасКом", которые будут закрыты.

Для теплоснабжения Октябрьского района, в том числе перспективных площадок жилищного строительства Бугач, Овинный, Таймыр, Плодово-ягодная, Мясокомбинат и других, вместо первоначально предусмотренной коренной реконструкции котельной N 12 "КрасТЭК", расположенной в районе Мясокомбината, в ходе которой было запланировано увеличить высоту дымовой трубы и сделать её более 100 метров, что соответствует экологическим требованиям, теплотрассу потянут аж с ТЭЦ-3, за десятки километров!

Самый непримиримый противник разработанной схемы теплоснабжения, котельная РТК (бывшего завода "Крастяжмаш"), которая отличается и высокой стоимостью отпускаемого тепла, и высокими выбросами в атмосферу, не просто сохранилась и сохранила за собой теплоснабжение микрорайона Солнечного, ей отписали ещё и теплоснабжение перспективного микрорайона Солонцы-2. При этом, пока теплотрасса от РТК сюда ЕЩЁ не построена, объекты этого микрорайона, УЖЕ предназначенные к скорой сдаче, будут отапливать от... ТЭЦ-3!


Расчёты показывают, что подача тепла в Солонцы-2 с котельной РТК получится очень дорогой. Соответственно все затраты будут включены в тариф для потребителей. А уже сегодня жители микрорайона Солнечного (который отапливает РТК) регулярно жалуются на то, что тарифы у них едва ли не самые высокие в городе. По заключению специалистов СФУ (с которым согласен и разработчик проекта - ВТИ), в инвестиционной программе РТК для реализации показанной сегодня схемы не хватает миллиарда рублей. А кто должен заплатить этот миллиард, чтобы РТК потом зарабатывала на новых потребителях? Мы не можем взять его из и так дефицитного бюджета, мы не можем в виде увеличенного тарифа взвалить его на потребителей. Поэтому депутаты приняли протокольно обращение к администрации города ещё раз вернуться к рассмотрению данного вопроса,- Александр Глисков, заместитель председателя Красноярского горсовета .


В ходе обсуждений на заседании депутатской комиссии у меня в голове вертелся вопрос: ладно с качеством и ценой - даже плохая схема теплоснабжения лучше её полного отсутствия, но где гарантия, что министерство энергетики России примет все "хотелки", идущие вразрез с федеральным законом "О теплоснабжении"? Что же тогда - начинать всё сначала? В очень "обтекаемой" форме вероятность такого развития событий подтвердил в своём выступлении разработчик - Александр Григорьев:


Замечания Минэнерго РФ к первому проекту, который был возвращён на доработку, были непринципиального "технического" характера, например, несовпадение сроков тех или иных событий в разных таблицах. (После этого вовсе не Минэнерго РФ, а краевой Минпромторг внёс ряд существенных изменений.- Прим авт.) Проект, который теперь будет направлен, также будет подвергаться экспертизе. Мы в своём заключении отметили, что первоначально разработанный нами вариант схемы теплоснабжения Красноярска в большей степени обеспечивал реализацию требований федерального законодательства, но с учётом всех факторов был разработан другой сценарий.


Что скажут те самые "факторы", если в Москве "завернут" подкорректированный ими проект схемы теплоснабжения? А ведь без этой схемы развитие городского хозяйства Красноярска остановится уже в новом году!

Есть что сказать по теме ЖКХ?

СТАТЬ БЛОГЕРОМ
эксперты
ОлегПричко
Генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго»
ПарвизАбдушукуров
Вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум»
СергейСиваев
Старший директор Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ)
СергейБаженов
Заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН, доктор экономических наук
ПавелКурзаев
Генеральный директор ГК "Российские коммунальные системы"
ЮрийДорфман
Заместитель генерального директора ПАО «ТГК-14» по сбыту, член Правления ПАО ТГК-14
ИльяЛишанский
Заместитель генерального директора по реализации энергии ПАО «РАО ЭС Востока»
АлексейВялкин
Директор департамента содействия инновациям и инвестициям Торгово-промышленной палаты России
статистика
платформы
2087экспертов
0проектов
0идей
0комментариев
Мы в социальных сетях
Вход