ЖКХ Контроль
Вернуться к списку публикаций

Реформа теплоэнергетики: социально защищенный тариф для населения и повышение инвестиционной привлекательности отрасли

14.03.2016 15:42:52
Реформа теплоэнергетики: социально защищенный тариф для населения и повышение инвестиционной привлекательности отрасли

Прежде всего, необходимо отметить, что обсуждение методики расчета цен на тепло, основанной на вычислении так называемой цены «альтернативной котельной», предложенной Министерством энергетики, идет в штатном режиме с привлечением экспертного сообщества в рамках «дорожной карты» по реформированию отрасли теплоснабжения, одобренной Правительством в октябре 2014 года. В этой связи, опасения граждан и представителей общественности в отношении непроработанности модели и принятия решений, не основанных на практике и серьезных расчетах, вряд ли возможно разделить. Для граждан стоимость тепла останется регулируемой - планируется определять предельный уровень цен, для чего и было введено такое понятие, как цена «альтернативной котельной». Размер оплаты для физических лиц сопряжен с социальной политикой и возможностями государства по поддержке социально незащищенных слоев населения в целом, поэтому не следует ожидать ни резкого повышения тарифов на тепло в целом, ни чрезмерного бремени для тех потребителей тепла, чей доход позволяет обращаться за субсидиями.

Суть концептуального подхода Минэнерго состоит в учете при формировании тарифов вида топлива, используемого в данной системе теплоснабжения, количества этажей в доме, температурного режима на территории, стоимости строительства котельной и других факторов.

Вся территория страны, будет разделена на восемь температурных зон, принадлежность к которой повлияет на определение расходов на строительство котельной и теплосетей. Самым дешевым признается строительство в таких регионах, как Дагестан, Чечня и Краснодарский край (минус 4 процента от среднего показателя).  Дороже всего строительство котельных обойдется в Якутии (плюс 37 процентов).

Министерство энергетики разработало правила и порядок определения предельного уровня цен на тепловую энергию. Цены будут действовать не менее 12 месяцев. Их расчетом займутся региональные комитеты по тарифам: на 2017 год представить данные необходимо не позднее 1 октября 2016 года, установить предельные цены на 2017 год планируется не позднее 20 декабря 2016 года. Предельные цены будут утверждаться с календарной разбивкой: с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря, при этом цены в первом полугодии будут идентичны тем, что действовали во втором полугодии предыдущего года. Таким образом, ждать повышения цен на тепло следует не ранее чем с 1 июля 2017 года.

По некоторым субъектам ожидается снижение существующих тарифов на тепло - если предельная цена оказывается ниже существующего тарифа, Минэнерго предлагает заморозить цены на тепло для населения на существующем уровне, до тех пор, пока с течением времени из-за инфляции предельный уровень, рассчитанный по принципу «альтернативной котельной», не превысит существующие тарифы.

На данном этапе 2017 году планируется применить новую методику только в ряде пилотных регионов.

Ситуация в отрасли

Теплоснабжение — одна из наиболее проблемных отраслей с точки зрения износа оборудования. По данным Минстроя, доля тепловых и паровых сетей, нуждающихся в замене, на конец 2014 года (данные за 2015 год будут опубликованы не ранее марта) составляла 28,8%, увеличившись на 0,8% с 2010 года. Налицо повышение аварийности по тепловым компаниям, что создает прямую угрозу безопасности граждан и функционированию предприятий.

Основная задача, которую призвана решить новая методика тарифообразования, — это привлечение инвесторов в сферу теплоснабжения, что повлечет за собой обновление основных производственных фондов и устранение технологического отставания отрасли от развитых стран.

Предложенная Минэнерго методология определения цены учитывает, в частности, такие технико-экономические параметры котельных и тепловых сетей, как виды топлива, которые преобладают в указанной системе теплоснабжения, среднестатистическое количество этажей жилых и многоквартирных домов, температурное и сейсмическое влияние на территории, к которой относится поселение, а также расстояние, на которое транспортируется тепловая энергия. Согласно предложению Минэнерго, предельная цена на тепло должна обеспечивать компенсацию расходов на топливо, включая затраты на его доставку, на строительство котельной и тепловых сетей с подключением к электрическим и газораспределительным сетям, централизованной системе водоснабжения и водоотведения, на создание резерва по сомнительным долгам (определяется органом регулирования, но не ниже 0,02), а также учитывать отклонения фактических показателей, используемых при расчете, от прогнозных. Расходы на строительство котельной и теплосетей включают в себя также такие параметры, как стоимость земельного участка, на котором осуществляется строительство, и коэффициенты температурного и сейсмического влияния на работу котельной.

Согласно предложенной модели рынка, теплоснабжающая отрасль должна перейти на нерегулируемые цены на пар и тепловую энергию (мощность) для потребителей – юридических лиц. Однако, не вполне определен вопрос о параметрах возврата инвестированного капитала. В отношении этого показателя Минэнерго и Минэкономразвития имеют различные расчеты. Согласно методике, предложенной Минэнерго, базовый уровень нормы доходности инвестированного капитала при строительстве котельной и теплосетей — 18,81 процента, а срок окупаемости инвестиций — 10 лет. В Минэкономразвития полагают, что доходность не будет превышать 12 процентов, а срок окупаемости составит 15 лет.

Необходимо увязывать реформу теплоэнергетики со всем комплексом решений, которые могут обеспечить приток инвестиций в инфраструктуру. На финансовом рынке «длинные деньги», способные обеспечить вложения в инфраструктурные преобразования со сроком окупаемости в десятки лет, должны обеспечиваться законодательством о концессиях. Основными игроками в сфере реформирования сетевой инфраструктуры видятся негосударственные пенсионные фонды, в этой связи представляется целесообразным поддержка правительственных инициатив, связанных с обязательными отчислениями со стороны работника и работодателя в НПФ.

Комплексное решение по развитию отрасли и одновременной социальной защите граждан возможно, однако требует как жестких прагматичных решений со стороны власти, так и обеспечения понимания происходящих процессов населением и предпринимательским сообществом.

Справочно

Вся территория страны, будет разделена на восемь температурных зон, принадлежность к которым повлияет на определение расходов на строительство котельной и теплосетей.

Температурный коэффициент в первой и второй зонах — понижающий.

В первую зону отнесены Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики, Северная Осетия — Алания, Чечня, Краснодарский и Ставропольский края, Калининградская область.

Ко второй температурной зоне причислены Калмыкия, Астраханская, Псковская, Ростовская области и Курильские острова.

В третью температурную зону, коэффициент которой не снижает и не увеличивает значение расходов на строительство, включены часть Карелии, Белгородская, Брянская, Владимирская, частично Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Новгородская, Рязанская, часть Саратовской, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области, а также города Москва, Санкт-Петербург и Кострома.

С четвертой по восьмую температурную зону действуют коэффициенты с повышением. К ним относятся такие регионы, как Алтай, Башкирия, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская и Чувашская республики, Алтайский, Пермский края, Коми, Тува, Хакасия, Новосибирская, Амурская, Кемеровская, Курганская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Свердловская, Томская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская области, Еврейская АО, ХМАО и ЯНАО, Якутия.

Самым дорогим признается строительство угольных котельных в самой малочисленной восьмой температурной зоне — четырех районах Якутии (Верхоянский, Момский, Оймяконский и Томпонский). Построить угольную котельную там дороже, чем в Москве, на 37%.

 

Есть что сказать по теме ЖКХ?

СТАТЬ БЛОГЕРОМ
эксперты
ОлегПричко
Генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго»
ПарвизАбдушукуров
Вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум»
СергейСиваев
Старший директор Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ)
СергейБаженов
Заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН, доктор экономических наук
ПавелКурзаев
Генеральный директор ГК "Российские коммунальные системы"
ЮрийДорфман
Заместитель генерального директора ПАО «ТГК-14» по сбыту, член Правления ПАО ТГК-14
ИльяЛишанский
Заместитель генерального директора по реализации энергии ПАО «РАО ЭС Востока»
АлексейВялкин
Директор департамента содействия инновациям и инвестициям Торгово-промышленной палаты России
статистика
платформы
2087экспертов
0проектов
0идей
0комментариев
Мы в социальных сетях
Вход