ЖКХ Контроль
Вернуться к списку публикаций

В Госдуме прошли слушания законопроекта о целевой модели рынка тепловой энергии

07.02.2017 16:30:00
В Госдуме прошли слушания законопроекта о целевой модели рынка тепловой энергии

Теплоэнергетика в России — это работа, деятельность, социальная ответственность, благотворительность и все, что угодно, но только не бизнес. Превратить отрасль в рынок мешает сложившаяся система регулирования, где интересам генераторов места нет.

Сегодня необходима такая корректировка ценовой модели рынка тепла и балансировки рынков тепловой и электрической энергии, чтобы этот вид деятельности был конкурентным, экономически оправданным и доступным для потребителей.

Свою модель такой корректировки предложило Правительство РФ в проекте федерального закона № 1086603-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения» Законопроект принят в первом чтении. Однако в процессе даже предварительного рассмотрения он вызвал острую дискуссию, поскольку, по мнению и депутатов, и энергетиков, и представителей регионов, содержит ряд серьезных рисков. О них и о возможных поправках в проект закона в рамках второго чтения речь шла на парламентских слушаниях, которые провел Комитет по энергетике Государственной думы РФ.

Представляя проект, заместитель Министра энергетики Вячеслав Кравченко выступил с основным докладом на тему «О реформе теплоснабжения в Российской Федерации». Он подчеркнул, что цели рассматриваемого проекта – создание центра ответственности за функционирование систем теплоснабжения в лице единой теплоснабжающей организации и повышение эффективности систем теплоснабжения, в том числе за счёт привлечения дополнительных инвестиций в отрасль.

При этом, согласно данным Минэнерго РФ, фактические инвестиции в отрасль составляют сегодня около 87 млрд руб. в год., а недостающие средства поступают в виде субсидий из бюджетов всех уровней на сумму порядка 150 млрд руб. Рассчитанная же ежегодная потребность в инвестициях составляет порядка 250 млрд руб. Министерство полагает, что около 37% этих денег «могли бы быть получены путем повышения эффективности».

В ходе презентации проекта заместитель Министра заверил депутатов, что в результате реформы рынка тепла будут увеличены налоговые поступления в федеральный, региональный и местный бюджеты, привлечено больше инвестиций, развиты смежные отрасли получат мультипликативный эффект, и отечественная промышленность получит дополнительные заказы.

Немаловажно и то, что переход на новую модель будет происходить исключительно с согласия региональных и местных властей после оценки тарифных и социально-экономических последствий.

Последовавшее затем обсуждение проекта еще раз выделило основные «больные точки» теплоэнергетики в нашей стране. Вместе с тем, выступающие неоднократно высказывались в поддержку законопроекта, выделяя его положительные черты для отрасли.

В поддержку новой модели высказался заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков. По мнению министерства, главное, что даст переход к ней – это значительные институциональные изменения, которые позволят повысить уровень ответственности и качество решений в отрасли, заставит ее участников искать источники повышения экономической эффективности в оптимизации, модернизации и увеличении энергоэффективности.

Заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Виктор Рогоцкий заявил, что, по мнению сенаторов, модель, предложенная Правительством, не имеет альтернативы в том смысле, что отрасль нуждается в балансировании интересов потребителей, производителей тепловой энергии, региональных и местных властей, и рассматриваемая модель позволяет произвести такую балансировку. При этом Совет Федерации направил в Комитет ГосДумы по энергетике 23 поправки ко второму чтению законопроекта.

По мнению  исполнительного вице-президента корпорации Fortum - единственной крупной иностранной компании в данный момент работающей в российском теплоснабжении, Александра Чуваева, поддерживая этот закон мы приближаемся к тому, чтобы перестать давить на бизнес, перестать делать одолжения и поддерживать своих. Мы приближаемся к тому, чтобы сделать единые правила для всех.

Другой спикер -  директор по экономике и тепловым узлам группы «Т Плюс», работающей в 40 городах РФ, Александр Вилесов  подчеркнул, что тепловая энергия теряется от производителя до конечного потребителя. И в этом показателе мы очень сильно отстаем от стран Европы. Но, по мнению Александра Вилесова, это и хороший сигнал, говорящий о возможности окупить инвестиции, вложенные в теплоснабжение и в распределительные сети, в клиентскую сторону. Хотя, конечно, для того, чтобы осуществить такую модернизацию нужны действенные механизмы возврата инвестиций. Так по расчетам, проведенным в компании «Т Плюс», подобные вложения в клиентскую сторону и модернизацию теплоснабжения потребуют около 4 триллионов рублей по стране. Но положительных моментов такого вложения будет больше: в результате в стране появится другая теплосеть, с другими потерями (в пределах «европейских» 8%),  везде будет закрытый контур теплоснабжения, а максимум объемов тепловой энергии будет выведен на когенерацию.

Развил тему инвестиций в теплоснабжение и Михаил Кузнецов - генеральный директор Сибирской генерирующей компании, поставляющей тепло более чем 3 млн сибиряков. Он с сожалением отметил, что во многих городах региона сейчас речь не идет об улучшении качества теплоснабжения, или возможности заработать денег. Речь идет об элементарных вещах, таких как наличие тепла в домах. Вместе с тем, внутри систем теплоснабжения городов есть свободные резервы, что позволит проводить реконструкции даже при действующем и по сути своей достаточном тарифе.

Как заверил Михаил Кузнецов, таких инвестпроектов в портфеле наработок СГК сейчас больше, чем на 10 млрд р. Но любое инвестирование повысит экономическую эффективность, после чего органом регулирования будет понижен тариф и о возврате вложенных говорить будет сложно.

Ранее, активная дискуссия по проблемам рынка теплоснабжения в нашей стране развернулась и на портале «ЖКХ Контроль». Так заместитель генерального директора ПАО «ТГК-14» по сбыту, член Правления ПАО ТГК-14 Юрий Дорман, говоря о возможностях развития теплоснабжения подчеркивает, что:  

На сегодняшний день сфера теплоснабжения зарегулирована настолько, что никто не может сделать шаг ни вправо, ни влево, но самая большая проблема, что правила игры меняются каждый день. И в связи с этим долгосрочную стратегию построить невозможно. Без долгосрочной стратегии невозможно планировать нормальную работу. А без планирования нормальной работы невозможно выстраивать нормальный бизнес.

В то же время, согласно официальной точке зрения Минэнерго, времени запустить новый инвестиционный цикл до момента, когда технологическое разрушение станет фактически необратимым, осталось крайне мало. Долгосрочное регулирование деятельности каждой в отдельности организации в сфере теплоснабжения не создает экономических условий для оптимизации системы теплоснабжения в целом.

Другой участник дискуссии на портале «ЖКХ Контроль» - директор по энергосбытовой деятельности ОАО «ТГК-2» Валерий Маковский, говорит о направлении развития теплоснабжения:

Необходимо развивать централизованное теплоснабжение на основе комбинированной выработки как наиболее эффективное, учитывая, где это возможно и обосновано. ТГК-2 поддерживает укрупнение и развитие ресурсоснабжающих организаций (РСО) на базе когенерации. <…> Принцип «Одна система централизованного теплоснабжения – одна теплосетевая организация» является наиболее оптимальным для наладки гидравлических режимов работы тепловых сетей, обслуживания, ремонта и реконструкции всего теплосетевого хозяйства.

теплоснабжение, Минэнерго, тепло, рынок, ЖКХ Контроль, инвестиции, модернизация, ремонт, тепловая энергия, Fortum, Т Плюс, СГК, ТГК-2, ТГК-14

Есть что сказать по теме ЖКХ?

СТАТЬ БЛОГЕРОМ
эксперты
ОлегПричко
Генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго»
ПарвизАбдушукуров
Вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум»
СергейСиваев
Старший директор Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ)
СергейБаженов
Заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН, доктор экономических наук
ПавелКурзаев
Генеральный директор ГК "Российские коммунальные системы"
ЮрийДорфман
Заместитель генерального директора ПАО «ТГК-14» по сбыту, член Правления ПАО ТГК-14
ИльяЛишанский
Заместитель генерального директора по реализации энергии ПАО «РАО ЭС Востока»
АлексейВялкин
Директор департамента содействия инновациям и инвестициям Торгово-промышленной палаты России
статистика
платформы
1936экспертов
11проектов
127идей
3249комментариев
Мы в социальных сетях
Вход