ЖКХ Контроль
Вернуться к списку публикаций

ЖКХ. Инвестор не придёт?

24.04.2017 12:14:47
ЖКХ. Инвестор не придёт?

Реформирование сферы ЖКХ продолжается. Ресурсоснабжающим организациям предлагается активнее работать по собственными инвестиционным программам, привлекать сторонний капитал и использовать опыт концессий.

Механизм гарантий

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева отметила, что объём долгосрочных частных инвестиций в ЖКХ составляет лишь восемь процентов от общего годового оборота предприятий коммунального комплекса. Законодательство о концессии совершенствуется, заключены 700 соглашений, открыто около трёхсот конкурсов. Однако лишь пара десятков концессий предполагает реальные долгосрочные инвестиции. Редакция журнала «Эксперт Сибири» вместе с федеральным порталом «ЖКХ-Контроль» выяснила, что об этом думают коммунальщики. Например, о распространении опыта механизма гарантирования инвестиций. Этот механизм был создан для привлечения средств на строительство новых объектов. Рассчитывался для регионов с дефицитом мощности или с прогнозируемым возникновением такого дефицита, а также в зонах, где существуют проблемы с поиском инвестора.

В механизме гарантирования инвестиций главный вопрос – где взять деньги? В электроэнергетике это были средства Системного оператора. Аналогия в других сферах ЖКХ не прослеживается, – Григорий Терян, председатель Совета директоров «Российских коммунальных систем».

Первый заместитель директора МУП «Водоканал»  Иркутска Андрей Емельянов, как и многие другие руководители, отметил, что не знаком с таким опытом на предприятиях ЖКХ. А исполнительный  директор ООО «Горсети» Томска Максим Резников уверен, что механизм гарантирования инвестиций работать не будет.

Есть предельный рост, который может себе позволить потребитель. И государство в первую очередь ориентируется на него. Выше он не уйдет. Отсюда и инвестиции не могут быть большими, - Максим Резников.

Фантастический сценарий

Мы спросили и о концессиях, получив весьма категоричные заявления от большого количества респондентов. Ресурсники не верят в успешность концессий. В случае их образования подозревают подвох, стремление обескровить их предприятие, нажиться на нём и сбежать. Возможно, помогла бы некая дифференциация. К примеру, при проведении конкурсов можно было бы считать преимуществом наличие собственных средств у инвестора.

Фантастические сценарии нет смысла рассматривать: свободный капитал идёт в те отрасли, где есть гарантия возврата инвестиций и прибыль. Если в сфере ЖКХ мы постоянно обсуждаем, как всё-таки гарантировать инвестору возврат его произведенных расходов, расчётная предпринимательская прибыль, заложенная в тарифе, по факту тратится на неучтенные расходы, о чем можно вести речь?  - Григорий Терян

Первый заместитель директора по развитию МУП «Водоканал»  Иркутска Андрей Емельянов считает, что наличие собственных средств, которые концессионер планирует вложить в предприятие – это важно и может быть подтверждением благих намерений.

Концессия на сегодня – это вложение денег в развитие предприятия и возврат их через тариф. Если бы государство, регион или субъект принимали бы на себя часть нагрузки, то для жителей было бы немного лучше. Возможно, изменилась бы и работа концессионных предприятий. Основная проблема водоканалов – большая протяженность сетей и большой процент износа. И если в чистом виде все эти траты закладывать в тариф, то какой он будет? Если установить такой высокий тариф, то дело может дойти и до народных волнений, – Дмитрий Липунов, заместитель генерального директора ОАО «Водоканал» Горно-Алтайска

Исполнительный директор ООО «Горсети» Томска Максим Резников отметил, что система заключения концессий сейчас абсолютно прозрачна, проверяется всё, но, тем не менее, очень сложно понять, что человек собирается сделать. По большому счёту, дело даже не в этом, уверен Максим Владимирович, а в отсутствии возможности планировать.

К нам приходили инвесторы. Они готовы были вложить большие деньги, но спрашивали, где гарантии возврата инвестиций, напишите нам цену, формулу, по которой будет строиться тариф. А мы не можем. У нас тариф утверждается каждый год. А как он утверждается, это по большей части загадка. Есть политическая составляющая, учитываются возможности экономического развития и возможность потребителя платить. Поэтому – не придёт инвестор, – Максим Резников.

«Экономика не летает»

Одна из идей, которая обсуждалась в ходе исследования – внедрение принципа инверсии инвестиционной привлекательности для объектов ЖКХ. При этом для наименее привлекательных объектов ЖКХ должны быть задействованы максимальные финансовые рычаги.  Как вариант, регулирование процента кредитов для инвесторов.

Наверное, там где «экономика проекта не летает», и бизнес вынужден выполнять социальные функции, господдержка должна быть сильнее. Но этот принцип сегодня уже заложен в немногочисленных мерах поддержки, которые существуют. Однако бюджетные ассигнования на эти цели крайне ограничены, поэтому меры фактически не реализуются, – Григорий Терян.

Руководители РСО отмечают, что программы, не подкреплённые деньгами, не будут эффективными и ни к чему не приведут. Некоторые говорят, что заниматься разделением и поддержкой самых бедных – это не самый лучший вариант. Надо ставить задачу, чтобы выходить на другой уровень, решать проблему комплексно. Главный инженер АО «КемВод» Дмитрий Никулин отметил, что сейчас все инвестиции направлены на крупные города, в том числе на Москву. Между тем, у предприятий в небольших городах практически нет возможности развиваться самим.

Плохие сети

Ещё один возможный способ привлечь инвесторов в ЖКХ – личные гарантии поддержки главы региона. Впрочем, словам и обещаниям верить уже давно не принято. Гарантий все хотят только финансовых. Инвестор должен видеть на бумаге, за счёт каких программ или проектов пойдёт возврат средств – убеждены ресурсники. Выражая мнение многих из них главный инженер АО «Кемвод» Дмитрий Никулан говорит, что городские и региональные власти, а также руководители предприятий должны поддерживать ЖКХ.

Тогда бы всё значительно изменилось. Но сегодня даже градообразующие предприятия фактически сбрасывают с себя ответственность за восстановление сетей. Они передаются нам в совершенно убитом состоянии. И тут же с нас начинают спрашивать – жители, руководство, власти. Хорошо бы последовать примеру некоторых городов, где существует надбавка тарифа, которая идёт только на сети, – Дмитрий Никулин.

Сети – это одна из самых больных тем жилищно-коммунальной сферы. Многие предприятий включают мероприятия по сокращению износа сетей в инвестиционные программы. Председатель Cовета директоров «Российских коммунальных систем» Григорий Терян пояснил, что это проблемы не решает.

Действующим законодательством предусмотрено, что расходы на реализацию инвестиционной программы учитываются в тарифе. Однако сегодня эта норма остается декларативной, поскольку существует ограничение совокупного платежа гражданина за коммунальные услуги на уровне 4 % и такого прироста недостаточно не только для обеспечения инвестиций, но и операционных расходов, , – Григорий Терян.

Главный инженер АО «КемВод» Дмитрий Никулин  добавил, что должна быть федеральная программа, которая решила бы этот вопрос в течение трёх лет. Сами предприятия будут этим заниматься лет тридцать,

Выпадающие доходы

Изменить положение ресурсоснабжающих предприятий могли бы гарантированные выплаты выпадающих доходов. Ведь далеко не все предприятия получают их в полном объёме.

Григорий Терян считает, что это главная задача для создания благоприятного инвестиционного климата. ГК РКС всегда выступает за совершенствование действующих механизмов возмещения выпадающих расходов, недополученных доходов, компенсации межтарифной разницы, а также за установление дополнительных гарантий,.

Нам по закону итак обязаны возмещать, вопрос в другом. – На сегодняшний день уровень роста тарифа не позволяет включить все выпадающие затраты. Так что для обеспечения надежности нужны государственные инвестиции, – Максим Резников.

Андрей Емельянов добавил, что при гарантированных компенсациях можно было бы строить более чёткую политику привлечения средств, развития. Большим плюсом для предприятия подобные гарантии считает и Дмитрий Липунов. Ведь «сейчас возмещение выпадающих доходов – дело случая. Причём, весьма редкого». 

Регуляторные соглашения

 При поиске выходов из сложившейся ситуации обсуждалась и отмена регулирования в сфере технологического присоединения. Некоторые руководители отмечали, что это мешает и работать, и зарабатывать, но большинство участников исследования рекомендовало относится к этому аккуратно.

В РКС убеждены, что регулирование введено прежде всего для защиты интересов абонентов, и в ином случае могут быть злоупотребления со стороны монополистов.

Обсуждалось и совершенствование правоотношений по заключению регуляторных контрактов. Это одна из альтернатив существующей системе тарифообразования, когда субъект Федерации, город и ресурсоснабжающая организация подписывают соглашение, регулирующее подсчет тарифов. Григорий Саркисович предположил, что по мере трансформации арендных отношений в концессионные необходимость в регуляторных контрактах будет отпадать,

Кроме того, регуляторные соглашения по своей сути не самостоятельны, они содержат ровно те обязательства по установлению тарифов и возврата инвестиций, которые есть в действующем законодательстве, – добавил он. – Установление иных гарантий в соглашениях будет выходить за рамки бюджетных полномочий региональных и местных подписантов таких контрактов, - Григорий Терян.

Не вызвала идея позитивных эмоций и у исполнительного директора ООО «Горсети» Томска Максима Резникова:

Что это изменит? В семье если рубль есть, а надо три, то как ни регулируй, эти три рубля не появятся. Это просто игра слов.

Государство, вернись!

Подводя итоги, приходится констатировать, что большинство руководителей РСО отвергают возможность самостоятельного перехода на новый уровень. Не верят в концессии и инвесторов. И не устают повторять, что сфера ЖКХ – очень долго окупаемый проект, очень дорогостоящий. Возложить всю стоимость на потребителя невозможно. Без участия государства эта система работать не будет, как её ни регулируй. 

ЖКХ, инвестиции, концессии, Эксперт, Водоканал, РКС

Есть что сказать по теме ЖКХ?

СТАТЬ БЛОГЕРОМ
эксперты
ОлегПричко
Генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго»
ПарвизАбдушукуров
Вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум»
СергейСиваев
Старший директор Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ)
СергейБаженов
Заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН, доктор экономических наук
ПавелКурзаев
Генеральный директор ГК "Российские коммунальные системы"
ЮрийДорфман
Заместитель генерального директора ПАО «ТГК-14» по сбыту, член Правления ПАО ТГК-14
ИльяЛишанский
Заместитель генерального директора по реализации энергии ПАО «РАО ЭС Востока»
АлексейВялкин
Директор департамента содействия инновациям и инвестициям Торгово-промышленной палаты России
статистика
платформы
1935экспертов
11проектов
127идей
3249комментариев
Мы в социальных сетях
Вход