С 1 января 2017 года субъект РФ является самостоятельной стороной концессионного соглашения в отношении объектов водо- и теплоснабжения. Правило работает в случаях, когда полномочия субъекта РФ по регулированию тарифов в данной сфере не переданы муниципалитету.
Логика новеллы понятна: отраслевым законодательством полномочия в сфере тарифного регулирования отнесены к компетенции субъекта РФ; при этом в некоторых случаях за риски, связанные с недополучением тарифной выручки, будет отвечать муниципалитет, как сторона концессии (например, если соглашение расторгнуто из-за занижения тарифа).
Перечень потенциальных функций субъекта РФ перечислен в статье 40 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»: утверждение тарифа и инвестиционной программы для концессионера в соответствии с условиями соглашения, возмещение недополученных доходов и экономически обоснованных расходов. Субъект РФ может также выполнять дополнительные обязанности, если это предусмотрено региональными нормативными актами.
Изменения, безусловно, со знаком плюс. Но произошла ли «революция»?
Наш ответ: скорее нет, чем да, принципиально новых гарантий для концессионера не появилось. Отраслевое законодательство как сейчас, так и до вступления в силу новелл гарантирует утверждение тарифным органом тарифа на базе долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, установленных в самом соглашении, а также компенсацию недополученных доходов (в определенных случаях).
Полагаем, что возможность компенсации экономически обоснованных расходов концессионера со стороны субъекта РФ можно рассматривать как важную новеллу, но пока на подзаконном уровне не урегулированы случаи и порядок такой компенсации.
Субъект РФ продолжит осуществлять именно те функции, которые он и ранее был обязан выполнять. Включение субъекта РФ в концессионное соглашение, с одной стороны, позволит применять к региону договорные санкции, а, с другой стороны, может несколько усложнить процедуры изменения и расторжения концессионного соглашения.
Для рынка и инвесторов - тренд положительный, организационные сложности – решаемы, с учетом того, что передача в концессию объектов водо- и теплоснабжения, как правило, происходит при активном участии субъекта РФ.