Передача данных о потребителях коммунальных услуг в бюро кредитных историй уже как 2 года разрешена предприятиям ЖКХ и энергетики, однако считанные единицы пользуются этой возможностью.
Уровень неплатежей в нашей стране напрямую влияет не только на инвестиционную привлекательность объектов тепло и электроэнергетики, на реализацию инвестиционных программ энергокомпаний по модернизации активов, но и как следствие на качество оказываемых услуг, на тарифы для потребителей и на качество жизни в стране в целом.
Здесь присутствует прямая корреляция – чем ниже тарифы и доступнее подключение к энергетической инфраструктуре, тем активнее развивается промышленность, появляются новые производства, которые в свою очередь являются плательщиками и потребителями энергоресурсов, в свою очередь оказывая услуги и поставляя продукцию самим компаниям топливно-энергетического комплекса.
Получаемся замкнутая цепочка потребления, где все элементы связаны, в нашем случае - платёжной цепочкой, разрыв которой приводит к дополнительной нагрузке на последующий звенья.
По сути, энергосбытовые и генерирующие компании берут на себя функции кредитных структур. При этом, к сожалению, они так и не научились или в силу закона не могут эффективно взыскивать кредитные средства со своих заёмщиков – потребителей.
Что физические, что юридические лица лучше рассчитываются с банками чем с энергетиками и поставщиками жилищно-коммунальных услуг и предпочитают не «плевать в колодец» к которому придется вернуться не раз, ведь именно заёмные средства и их стоимость напрямую влияет на возможность существования большинства предприятий. Это связано с необходимостью привлекать заёмные средств для производства.
Интересно и то, что передача данных о потребителях коммунальных услуг в бюро кредитных историй уже как 2 года разрешена предприятиям ЖКХ и энергетики, однако считанные единицы пользуются этой возможностью.
С другой стороны, около 98% потребителей коммунальных услуг оплачивают счета в разумные сроки. А значит информация о их платежной дисциплине не может попасть в БКИ и не станет основой для формирования положительной кредитной истории. Это происходит из-за того, что текущая конструкция 218-ФЗ «О кредитных историях», позволяет передавать в бюро кредитных историй данные о потребителях коммунальных услуг, применительно только к злостным неплательщикам, относительно которых имеется вступившее в силу решение суда.
Таким образом, существующая конструкция 214-ФЗ не позволяет кредитным организациям составлять максимально объективную картину о платежной дисциплине и финансовом положении потенциального клиента с учётом данных о расчетах за ЖКУ и энергоресурсы.
Если допустить передачу данных в БКИ, без привязки к наличию вступившего в силу решения суда, это может стать существенным фактором, способствующим своевременному расчету, с поставщиками коммунальных услуг, а также даст кредитным организациям дополнительный инструмент всесторонней оценки потенциального заёмщика, а добросовестным плательщикам позволит получить дополнительный бенифит в виде положительной кредитной истории.
При этом увеличение количества как позитивной, так и негативной информации поступающей в бюро кредитной истории укрепит позиции Российской Федерации в глобальном рейтинге Всемирного банка Doing Business.