Комитет Государственной Думы по энергетике под председательством Павла Завального провел «круглый стол» на тему: «О возможности применения прямоточных систем водоснабжения, используемых в целях охлаждения при проектировании ТЭС и АЭС».
В ходе заседания отмечалось, что энергетическая отрасль России является крупнейшим водопользователем в стране, при этом около 40% действующих тепловых электростанций (ТЭС) имеют прямоточную систему охлаждения.
Применение прямоточной системы охлаждения, по убеждению энергетиков, позволяет снизить безвозвратные потери воды, предотвратить увеличенный сброс загрязняющих веществ, уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, повышается энергетическая и экономическая эффективность работы ТЭС за счет меньшей стоимости гидротехнических сооружений, снижения расхода топлива на выработку электроэнергии и повышения КПД оборудования.
Несмотря на преимущества использования прямоточной системы водоснабжения для охлаждения, в соответствии со статьей 60 Водного кодекса России проектирование прямоточных систем технического водоснабжения не допускается. Причиной появления данного запрета стало ртутное загрязнение Братского и Усть-Илимского водохранилищ Братским ЦБК, горнообогатительным комбинатом и предприятиями химической промышленности.
По мнению экспертов, назрел вопрос внесения поправок в Водный кодекс, которые подготовило Минэнерго России, в части отмены запрета на проектирование прямоточных систем охлаждения для энергетической отрасли.
Эксперты-экологи, напротив, выступали против повсеместного внедрения прямоточных систем, говорили о проблемах с водозаборами на Ангаре, на Дону и Волге, понижении уровня воды в озере Байкал и других водоемах, о негативном экологическом воздействии на рыб в водоемах и превышении объема зеленых водорослей при поступлении более теплой воды. Предлагали энергетикам заняться модернизацией страны, а не лоббированием интересов отрасли.
Экологи и энергетики согласились с аргументами Павла Завального, что «запрет должен быть на экологически вредные выбросы, а не на технологии, которые должны учитывать здравый смысл при размещении объектов энергетики».