ЖКХ Контроль
Вернуться к списку новостей

Неплатежеспособная отрасль. Как сократить нули в сумме жилищно-коммунального долга?

27.08.2015 19:25:56
Неплатежеспособная отрасль. Как сократить нули в сумме жилищно-коммунального долга?

Задолженность за услуги ЖКХ в России ушла за триллион рублей. За год объем неплатежей вырос на 15%. Объективных предпосылок для разворота тренда в сторону снижения долговой нагрузки, особенно в условиях социально-экономической неопределенности, не прослеживается. Существующие инструменты воздействия на неплательщиков из года в год демонстрируют свою несостоятельность. Долги растут, отрасль недофинансирована, тарифы идут в гору.

Очевидно, что ситуацию нужно менять. Но как это сделать, не нарушая и без того хрупкий баланс интересов участников рынка? Чтобы найти ответ на этот вопрос, информационно-аналитический портал «ЖКХ Контроль» инициировал экспертную дискуссию по теме «Повышение платежной дисциплины субъектов рынка ЖКХ». Своими соображения в рамках исследования мнений поделились более ста профессионалов со всей страны: представители законодательной и исполнительной ветвей власти, руководители ресурсоснабжающих организаций и организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, главы государственных жилищных инспекций субъектов федерации, представители интересов собственников и общественные деятели.

В борьбе за снижение долга не должно быть приоритетных направлений.

Физические лица давно уже не являются главными неплательщиками. Процент сбора платы за жилищно-коммунальные услуги в разных регионах варьируется от 92% до 98%. И, тем не менее, «вклад» населения в общий долговой котел – порядка 200 миллиардов рублей. С введением взносов на капремонт, консолидированная задолженность собственников многоквартирных домов будет расти быстрее. Да и в целом, на фоне ускорившейся инфляции и девальвационного давления, июльское повышение тарифов воспринимается болезненно. Последние данные опроса ВЦИОМ свидетельствуют о том, что увеличение стоимости содержания квартиры заметили 83% собственников, а каждый второй назвал это увеличение значительным.

Большинство экспертов, опрошенных порталом «ЖКХ Контроль», согласились с тем, что при решении задачи ликвидации триллионной задолженности не стоит выстраивать шкалу приоритетов. Мол, давайте сначала бороться с долгами промышленных и сельскохозяйственных предприятий,  затем с неплатежами бюджетных потребителей, следом вытягивать платежную дисциплину управляющих компаний, а лишь затем населения. Правильным является комплексное решение проблемы по всем направлениям, с учетом сложившейся и постоянно меняющейся конъюнктуры.


Укрепление платежной дисциплины субъектов рынка ЖКХ базируется далеко не только на повышении их ответственности. Да, это очень важно, но все-таки эта ответственность не должна рассматриваться в отрыве от экономической устойчивости самих участников рынка и стабильности отрасли жилищно-коммунального хозяйства вообще. Платежеспособность потребителей в равной степени зависит как от их дисциплины, так и от уровня их доходов, а также стоимости поставляемых ресурсов, - Алексей Осиюк, генеральный директор КГУП «Приморский водоканал».


Не платишь за воду? Отключим электроэнергию.

Если говорить о платежной дисциплине в разрезе долгов населения, то большинство экспертов сошлись во мнении, что следует ужесточать ответственность собственников, не считающих необходимым своевременно оплачивать счета. Среди вариантов закручивания гаек наибольшую поддержку получило предложение законодательного закрепления механизма ограничения поставок электроэнергии в квартиры жильцов, имеющих задолженность за любую жилищно-коммунальную услугу.

Причину того, почему за неплатежи за газ или воду необходимо обесточивание сформулировал главный жилищный инспектор Владимирской области Сергей Шахрай. По его словам, в стране сформировался класс грамотных неплательщиков, избирательно подходящих к вопросу оплаты потребленных ресурсов:


По закону отопление и холодную воду отключить нельзя. Собственники об этом осведомлены и не платят. Поэтому отключение электроэнергии за долги по любому ресурсу – хороший вариант. Но блокировка канализации – лучше. После отключения электроэнергии должники имеют возможность подключиться самостоятельно. А вот в канализацию никто не залезет.


К слову, практика установки заглушек на канализацию хорошо себя зарекомендовала. Председатель правления СРО НП управляющих недвижимостью Ростовской области «Дон» Анатолий Щербаков подтвердил, что такой метод положительно воздействует на оказавшегося, мягко говоря, в непростых условиях собственника. Тем не менее, идея с ограничением именно электроснабжения нашла больший отклик в профессиональной среде. И в силу большей гуманности, и исходя их экономических соображений.


Такая мера необходима для борьбы с неплатежами организациям тепло- и водоснабжения, которые сегодня законодательно или технологически лишены возможности использования механизмов ограничения потребителей. Отключение и возобновление электроснабжения – единственный дешевый, простой, точечный способ оперативно реагировать на платежную дисциплину собственников в многоквартирных домах, поскольку технологически эти процедуры куда более простые, чем введение или отмена ограничений на иные коммунальные ресурсы, - Павел Курзаев, президент ОАО «Российские коммунальные системы».


Вместе с тем, эксперты склонны предусмотреть ряд исключений из обсуждаемого правила. Председатель комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики  ЖКХ и энергетики Московской областной Думы Владимир Дупак уверен, что в каждом отдельном случае важно исследовать причины образовавшейся задолженности. В обосновании этого посыла он озвучил тренд последнего времени, когда граждане, не достигшие пенсионного возраста, лишившиеся работы в связи с сокращением кадров и по объективным причинам не трудоустроившиеся, физически не имеют средств для оплаты услуг ЖКХ. Таким жильцам необходимо предоставлять возможность войти в график платежей после решения проблем с занятостью.

За индивидуальную работу с населением, имеющим задолженность, выступает и глава столичной управляющей организации «РЭУ-20 района Соколиная гора" Файля Шарипзянова. В ее практике есть случай, когда одна из неплательщиц, при разборе причин образования долга, получила предложение о трудоустройстве. В результате она не только вернулась в график платежей, но и «выросла» в профессионала по вопросам водоснабжения.

Заместитель председателя комитета Воронежской областной Думы по коммунальному хозяйству и строительству Татьяна Головачева считает, что отключение электроэнергии не должно распространяться на долги, сформированные по статье «содержание и ремонт»:


Деятельность большинства управляющих компаний не прозрачна, характеризуется низким качеством предоставления услуг. Расчеты стоимости содержания жилья для конкретного дома не проводятся, а применяется усредненный тариф для всех домов соответствующей УК. Средства со счетов домов списываются без составления актов выполненных работ, подписанных собственниками. В таких условиях давать управляющим организациям право отключать электроэнергию за долги по услуге «содержание и ремонт жилого помещения» представляется преждевременным.


Уже после завершения дискуссии в сети интернет был обнародован текст законопроекта о прямых договорах между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, разработкой которого занимается Министерство строительства и ЖКХ. Документ, помимо прочего, содержит положение, согласно которому в отношении лиц, имеющих задолженность по квартплате, превышающую стоимость соответствующей услуги за три месяца, может быть введено ограничение обеспечения горячей водой, газом, электроэнергией или водоотведением, вне зависимости от того по какому виду коммунальной услуги имеются неплатежи. Учитывая, что в рамках дискуссии на портале «ЖКХ Контроль» схожую инициативу поддержали больше 80% респондентов, то можно считать, что предложение Минстроя уже прошло процедуру публичных слушаний.

Штрафуй, но поощряй. Как найти золотую середину?

Обесточивание, как показал наш опрос, является мерой действенной, но не единственной. Эксперты посмотрели на проблему низкой платежной дисциплины населения под разными углами. Положительную оценку получило предложение депонирования части средств, вырученных от реализации квартиры должника, в качестве обеспечения его дальнейших расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Идея заключается в учреждении испытательного срока, на время которого часть денег задерживается на специальном счете. По истечении это срока, при условии аккуратности в расчетах за ЖКУ средства возвращаются гражданину.


Вполне нормальная, разумная инициатива. В любом случае мы приходим к тому, что есть лица, которые накапливают очень большие задолженности, не боясь никакой ответственности ввиду неэффективной деятельности исполнительного производства. А данная акция являлась бы стимулирующим методом в первую очередь сокращающим количество неплательщиков, - Владимир Зяблицев, Председатель Объединения защиты прав потребителей города Магнитогорска.


А вот предложение о принудительной деприватизации жилья должников, получивших квартиры в собственность в рамках бесплатной приватизации (при накоплении задолженности, превышающей годовую стоимость оплаты жилищно-коммунальных услуг) вызвало отторжение большинства участников дискуссии, признавших эту меру излишне драконовской и антиконституционной.

Эксперты не смогли сойтись в едином мнении по вопросу ужесточения штрафов в отношении злостных неплательщиков. Инициатива, предполагающая отказ от привязки размера пени за неуплату квартплаты к ставке рефинансирования ЦБ в пользу прогрессивной шкалы штрафных санкций, учитывающей срок наличия у собственника задолженности, была воспринята неоднозначно.

Исполнительный директор НП СРО «МГУ ЖКХ» Вера Москвина предложила отнестись к этой серьезной мере крайне осторожно, памятуя о том, что наделение карательной дубиной некомпетентного исполнителя может привести к ситуации, когда страдать от нее будут незащищенные слои населения:


Суды будут завалены исками, и мы постоянно по радио и телевидению будем говорить об обиженных людях. Но, отбросив в сторону эмоции, этой меры все равно недостаточно.


Павел Курзаев обратил внимание на экономическую составляющую вопроса. Он констатировал, что сегодняшняя пеня за просрочку платежа (1/300 ставки рефинансирования)  не покрывает убытки ресурсоснабжающих организаций от недополученной выручки, а потребителю дает соблазн кредитоваться за счет неплатежей. В этом же ключе высказался и Владимир Дупак: 


Предложение введения прогрессивной шкалы штрафных санкций требует серьезной проработки. Возможности действующей привязки размера пени за неуплату квартплаты к ставке рефинансирования ЦБ еще до конца не исчерпаны. Следует также при увеличении размера штрафных санкций, в свою очередь предусмотреть меры поощрения постоянно и своевременно платящих граждан.


Стоит отметить, что предложение об увеличении пени за просрочку оплаты коммунальных услуг с 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за день просрочки платежа до 1/130 ставки уже обсуждалось депутатами Госдумы весной этого года. Однако, после бурных прений, принятие решения было отложено.

Что касается слов Владимира Дупака относительно необходимости выработки мер поощрения для добросовестных плательщиков, то на рынке бытует мнение, что заложниками низкой платежной дисциплины собственников являются, зачастую, их соседи по лестничной клетке, исправно оплачивающие жилищно-коммунальные счета.

СМИ этой весной активно распространили историю жительницы Назрани полвека прожившей в саманной хибаре и не допустившей не единой просрочки или неточности в расчетах с коммунальщиками. В награду за такую сознательность власти, взяв в союзники предпринимателей, построили для Тамары Мержоевой новый дом. Очевидно, что это частная история, которую сложно пустить в тираж. Но тем не менее.

Экспертам было предложено ответить на вопрос: считаете ли вы целесообразным законодательно предусмотреть скидки для собственников жилых помещений, осуществляющих авансовые платежи за жилищно-коммунальные услуги не менее чем за три месяца вперед? Несмотря на то, что больше половины респондентов дали положительное заключение, четких механизмов реализации инициативы не просматривается в силу неочевидности субъекта, который будет спонсировать это начинание. Сопредседатель Союза потребителей России, руководитель проекта "Школа ЖКХ" Анатолий Голов убежден, что в условиях рынка управляющие компании и ресурсоснабжающие организации сами на это не пойдут. Юрий Дунин – руководитель отраслевого объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий Мурманской области» - аппелирует к текущей ситуации, когда ответственные собственники (в первую очередь пенсионеры) и без того исправно платят за жилищно-коммунальные услуги и их не нужно стимулировать к этому. А вот те, кто не считает необходимым ежемесячно гасить счета, не воспримут подобный маркетинговый ход должным образом.

Здесь, пожалуй, нужно полагаться не на директиву сверху, а на развитие конкуренции на рынке управления многоквартирными домами. Если УК будут бороться за место под солнцем и начнут реализовывать клиенториентированные стратегии, то скидки и прочие стимулирующие инструменты получат широкое распространение.

Кому долги, кому доходы.  

И все-таки, для отрасли неплатежи населения пусть тема неприятная, но не столь острая, как долги управляющих компаний. Показательны сведения, обнародованные в марте крупнейшей частной энергетической компанией КЭС Холдинг (сейчас работает под брендом «Т Плюс»). По состоянию на начало 2015 года задолженность потребителей перед предприятиями холдинга только за тепловую энергию составила 44 млрд рублей. И, что важно, больше половины этой суммы – долги управляющих компаний. Причем, зачастую, низкая платежная дисциплина населения тут не причем.

В стране масса случаев преднамеренных банкротств управляющих компаний, сначала формирующих миллионные долги, а затем выводящих активы. С таких предпринимателей взятки гладки. На выходе отрасль недосчитывается сотен миллиардов потенциальных инвестиций. И, что самое абсурдное, на месте банкротов те же лица практикуют создание УК-клонов, которые заходят на рынок и продолжают работать, как ни в чем не бывало.

Чтобы снизить вероятность реализации таких мошеннических схем экспертам было предложено высказаться по идее, предусматривающей запрет на деятельность в сфере ЖКХ руководителям УК-банкротов и их родственникам первой линии. 52% респондентов поддержали инициативу. Но, справедливости ради, такой результат стал возможен во многом за счет непремиримой позиции руководителей РСО, которые как один выступают за любые ужесточения в отношении управляющих компаний. 

Что касается профессионалов, не аффилированных ни с РСО, ни с УК, то они не склонны махать шашкой, поскольку у каждого следствия есть своя причина.


Управляющие организации фактически становятся банкротами с момента начала их деятельности из-за норм жилищного законодательства. Сначала надо урегулировать отношения между УК и РСО и только после этого вводить такую норму по введению запрета на деятельность в сфере ЖКХ руководителям УК-банкротов, - Татьяна Вепрецкая, Директор НП «Национальный Жилищный Конгресс».


К тому же, на рынке сформировано понимание, как снизить риски зависимости от недобросовестных управляющих компаний: их необходимо изъять из процесса сбора платежей за коммунальные услуги. Альтернативы этому две.  Законодательное закрепление в качестве приоритетного способа прямые расчеты РСО с собственниками либо повсеместное создание информационных расчетных центров (ИРЦ), которые возьмут на себя функцию гаранта-посредника.

Второй вариант, предложенный Минстроем, не вызывает особых противоречий. Но есть один момент, который пока не урегулирован. Очевидно, что развитие разветвленной сети ИРЦ потребует внушительного финансирования, источником которого, с большой долей вероятности, станут средства собственника.


По примеру Екатеринбурга можно сказать, что стоимость услуг местного «Единого расчетного центра» в тарифе содержание и ремонт жилья выше, чем стоимость услуг управляющей компании, что неоправданно – совокупность затрат несопоставима. В среднем по нашему региону стоимость колеблется от 1% до 7% и во многих случаях можно констатировать ее завышение. Соответственно, вопрос о повсеместном внедрении таких ИРЦ нужно рассматривать вкупе с контролем за их тарифообразованием, - Дмитрий Ионин, депутат Законодательного собрания Свердловской области.


Впрочем, вопрос «кто платит» актуален и для схемы прямых расчетов. Для того чтобы водрузить на свои плечи абонентскую работу с потребителями, ресурсоснабжающим организациям необходимо создавать внутри себя новые структуры. А это сопряжено с дополнительными расходами, которые коммунальщики резонно захотят «зашить» в тариф.

С другой стороны, выпадающие доходы, спровоцированные нечистоплотной деятельностью управляющих компаний, бьют по интересам РСО много болезненнее. Практика показывает, что переход на прямые расчеты положительно сказывается на финансовой деятельности коммунальщиков. Но можно ли в данном случае выбирать из двух зол меньшее?


В нашем субъекте федерации была очень большая проблема по задолженности управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями. Уголовные дела, судебные тяжбы – не помогли решить проблему возврата долгов. Сейчас по разным ресурсам переход на прямые платежи у нас приближается к 100%. И мы уже боремся только с долгами жителей и юридических лиц, - Алена Кузнецова, Главный государственный жилищный инспектор Мурманской области.


Часть экспертов считает, что переход на прямые расчеты – мера правильная, но требующая изменения терминологических понятий коммунальных расчетов и коммунальных услуг. Кроме того, важно серьезно отнестись к вопросу информирования населения. Коллега Кузнецовой из Краснодарского Края Алексей Степаниденко напоминает, что переход на прямые расчеты населения с РСО приведет к необходимости оплачивать несколько квитанций, которые могут быть предъявлены в разные сроки. Это, как минимум, создаст неудобства для потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Неисправимые неотключаемые

Потребители, отнесенные к категории неотключаемых, еще одна болевая точка для предприятий энергетического комплекса.  Самостоятельно решить эту проблему они не в состоянии. Под влиянием кризиса, собираемость платежей на рынке розницы с удобоваримых для отрасли 98-99% упала до уровня 80-90%. Наиболее «отличились» как раз неотключаемые потребители. В результате в апреле на проблеме сфокусировал внимание президент Владимир Путин, потребовавший от правительства обеспечить платежную дисциплину по этому направлению.

На сегодняшний день неотключаемые потребители злоупотребляют своим особым положением на рынке по причине мягкости законодателя. Участники профессиональной дискуссии портала «ЖКХ Контроль» сошлись во мнении, что смотреть сквозь пальцы на необходимость платить по счетам руководителей объектов, отнесенных к категории неотключаемых потребителей, позволяют низкий размер неустойки за долги за потребленные ресурсы, слабая личная ответственность и лояльность глав субъектов федерации.

Что касается слабомотивирующих штрафных санкций, то в существующих реалиях, предприятиям выгодно затягивать оплату в пользу поставщиков, тем самым, по сути, кредитуясь у них по пониженной ставке. Изменить ситуацию может резкое повышение размера неустойки за каждый день просрочки до ставки рефинансирования ЦБ + «1-2%» при параллельном введении административной ответственности для руководителей, не предпринимающих никаких усилий для снижения задолженности.


Это, безусловно, жесткие и непопулярные меры. Однако низкая платежная дисциплина со стороны ряда потребителей привела  к тому, что, к примеру, теплоснабжение из жизнеобеспечивающей деятельности превратилось в безнадежно убыточный бизнес. И дело не в том, что кто-то не получает прибыль, а в том, что регулярные просрочки платежей и недоплата не позволяют восстанавливать сети, износ которых близок к 70%, привлекать высококвалифицированных специалистов и внедрять современные технологии – на это просто нет средств, - Владимир Чуфенев, Исполняющий обязанности директора МКП "Воронежтеплосеть".


Ответственность с руководителями должны разделить и представители субъекта федерации, курирующие отрасль. Это логично хотя бы по той причине, что именно субъекты федерации формируют реестр предприятий и организаций, отнесенных к категории неотключаемых потребителей. Более того, эксперты рынка полагают правильным внедрить механизм предоставления государственных и муниципальных гарантий в качестве финансового обеспечения оплаты коммунальных ресурсов «неотключаемыми». Тем более что подобная практика встречается даже когда речь идет об управляющих организациях.


Если подобный план когда-то воплотится в жизнь, то для сферы ЖКХ это будет хорошо. Однажды администрация Екатеринбурга взяла на себя оплату денежных средств  управляющих компаний, которые являлись еще муниципальными предприятиями. Как раз в тот период, когда УК меняли организационно-правовую форму. Значительная сумма выплачивалась в течение пяти лет,  долг был закрыт, нам не пришлось списывать огромные деньги», - Александр Ковальчик, Генеральный директор МУП «Водоканал» (Екатеринбург)


Долги – проблема общая.

Резюмируя итоги исследования мнений по вопросу «Повышение платежной дисциплины субъектов рынка ЖКХ» следует отметить, что решение проблемы невозможно усилиями только какого-то одного из участников процесса. Еще до начала девальвационного пике аналитики оценивали ежегодные инвестиционные потребности отраслей жилищно-коммунального хозяйства в 500 миллиардов рублей. Упомянутая задолженность в триллион – тот потенциал, который необходимо вскрывать. Пока же речь идет скорее о наращивании, чем о сокращении долговой нагрузки. И чтобы переломить этот тренд, нужны смелые шаги со стороны государства. Профессионалы видят направление и готовы поделиться своими компетенциями. Но без политической воли в этом вопросе не обойтись.

Александр Ковалев, главный редактор информационно-аналитического портала "ЖКХ Контроль"

Первое чтение. Точка сборки проблем ЖКХ

Предложить тему
эксперты
ОлегПричко
Генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго»
ПарвизАбдушукуров
Вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум»
СергейСиваев
Старший директор Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ)
СергейБаженов
Заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН, доктор экономических наук
ПавелКурзаев
Генеральный директор ГК "Российские коммунальные системы"
ЮрийДорфман
Заместитель генерального директора ПАО «ТГК-14» по сбыту, член Правления ПАО ТГК-14
ИльяЛишанский
Заместитель генерального директора по реализации энергии ПАО «РАО ЭС Востока»
АлексейВялкин
Директор департамента содействия инновациям и инвестициям Торгово-промышленной палаты России
статистика
платформы
1778экспертов
0проектов
0идей
0комментариев
Мы в социальных сетях
Вход