Способы повышения эффективности ЖКХ и снижения финансовой нагрузки на население обсуждали 24 июня участники круглого стола, организованного либеральной платформой «Единой России» и медиахолдингом «Эксперт».
Поводом для расширенной дискуссии стали предложения Минэнерго и Минстроя по решению проблемы неплатежей в ЖКХ, которую собравшиеся эксперты признали ключевой для отечественного жилищно-коммунального комплекса. Все процессы в отрасли взаимосвязаны, наличие задолженности в сфере коммунального хозяйства серьезно угрожает финансовой устойчивости всех участников рынка а, следовательно, может привести к снижению надежности поставки энергоресурсов.
Минэнерго предложило поправки в законодательство, предусматривающие рост пени с 8,25% до 23% годовых от неуплаченных сумм. Однако, по мнению участников круглого стола, эти меры не решат проблему до тех пор, пока все обязательства по оплате не будут возникать у потребителя непосредственно перед поставщиками ресурсов, а не перед посредниками – управляющими организациями и ТСЖ.
Как заявил в ходе обсуждения проблемы председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, вопрос ужесточать для населения меры за неуплату или нет - имеет большое значение.
«Единая Россия» предложила не ужесточать те условия, которые есть. Необходимо решать вопрос на уровне ТСЖ и управляющих компаний. Ужесточать требования к населению, которые платят сейчас достаточно хорошо, неправильно, - Павел Завальный.
Реализация подобной схемы представлена в предложении Минстроя, где говорится о необходимости введения прямых расчетов между гражданами и РСО. Управляющим компаниям при этом отводится роль представителей потребителей услуг. По мнению исполнительного директора федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Александра Козлова, это наиболее перспективный путь.
Участники дискуссии пришли к выводу, что для решения проблемы неплатежей, наиболее эффективным решением будет изменение статуса управляющих организаций и ТСЖ в процессе поставки коммунальных ресурсов. Вместо роли посредников управляющим организациям и ТСЖ предлагается стать профессиональными представителями собственников помещений многоквартирного дома, и заключать договоры с РСО от имени и за счет конкретных потребителей.
Но ответственность за своевременную оплату поставленного в дом коммунального ресурса потребители будут нести уже напрямую перед РСО, так как это по факту происходит сейчас для газоснабжения и в большинстве случае для электроснабжения. Среди преимуществ такой модели - ограждение рынка от недобросовестных УК, стабилизация работы добросовестных УК и РСО. Недостаток – возможность распада единого платежного документа.
Президент ОАО "Российские коммунальные системы" Павел Курзаев, озвучил позицию ряда коммунальных и жилищных организаций, исходящих от того, что решить проблему неплатежей можно путем перехода на прямые договоры с населением, полностью отказавшись в этой части от услуг управляющих компаний.
Схема взаимодействия в таком случае становится простой и понятной: РСО выставляет напрямую счет потребителю и собирает деньги. Мотивация поставщиков ресурсов повышать собираемость экономически обоснована: при формировании тарифа учитывается лишь 2%-ое снижение собираемости платежей с населения – при том, что в среднем собираемость с управляющих организаций по группе компаний РКС – около 94%.
В итоге этот разрыв сказывается на качестве услуги для конечного потребителя. По нашим прогнозам, если управляющие компании как лишнее промежуточное звено из финансовой цепи исчезнут, собираемости платежей вырастет до 98%, - Павел Курзаев.